Картотека упражнений со счетными палочками. Игры со счётными палочками картотека по математике (старшая группа) на тему

Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками.

Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.

Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.

«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения

Чем больше палочек - тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры со счётными палочками.

В НОД по формированию элементарных математических представлений необходимо включать интересные упражнения с предметами счёта......

Игры со счётными палочками

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Этому могут способствовать выкладывание рисунков из счётных палочек по схемам....

Учителя-дефектолога

Любови Васильевны Бызовой

«Система упражнений со счетными палочками

для детей раннего и младшего дошкольного возраста

как средство развития мышления и речи ».

1. Методологическое обоснование.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для малыша.

Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей .

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка . Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей . В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца, форму, величину и пр. У него развиваются познавательные и практические действия.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей , так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений, овладевают и такими понятиями, как «высокий – низкий» , «широкий – узкий» , «длинный – короткий» .

Известно, что развития речи зависит от степени форсированности тонких движений пальцев рук : если она соответствует возрасту , то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие , способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством , повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.

В раннем возрасте особое значение имеет целенаправленная работа, проводимая в двух направлениях :

Тренировка мышечно-связочного аппарата;

- развитие координации движений.

Наряду с пальчиковыми играми, упражнениями на координацию движений пальцев руки, конструированию из строительного материала я предлагаю использовать в работе с детьми раннего возраста систему упражнений со счетными палочками .

Предлагаемые упражнения развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление , сообразительность; позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, помочь детям овладеть конструктивными навыками.

Игры со счетными палочками способствуют формированию у ребенка пространственно-образного мышления , развивают глазомер , что позволяет ребенку научиться правильно рассчитывать длины и расстояния.

2. Цель и задачи

Развивать наблюдательность , любознательность, сообразительность, находчивость, усидчивость.

Формировать потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность.

Формируются пространственные понятия (вверху, внизу и т. д.) .

Развитие интереса к конструированию (выкладывают постройки по образцу, по словесной инструкции) .

Формировать интерес к познавательной деятельности, расширять элементарные представления детей об окружающих реальных предметах и конструируемых объектах, соответствующих их восприятию.

Обогащать словарный запас.

Развивать восприятие , внимание, память, мышление .

Воспитывать у детей умения прибирать за собой (аккуратно разбирают постройки, складывают, убирают игрушки) .

3. Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы упражнений со счетными палочками при работе с детьми раннего возраста .

Детям раннего возраста необходимо предлагать крупные, двух-трехгранные счетные палочки , так как им трудно координировать движения рук и пользоваться мелкими предметами. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания необходимо объяснять ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик или дорожку. Упражнения выполняются совместно со взрослыми и сопровождаются пошаговыми инструкциями. Показ образцов изображений сопровождается стихами, загадками, потешками. Это необходимо, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный, но и слуховой образ, а также для поддержания интереса к данному виду деятельности. Обязательным условием является рассматривание полученного изображения и называние предмета.

4. Система упражнений со счетными палочками для детей раннего возраста .

В работе с детьми раннего дошкольного возраста я предлагаю следующую систему упражнений со счетными палочками . Работа со счетными палочками состоит из трех этапов. На каждом этапе, необходимо применят три формы.

Первый этап. Конструирование из 2 палочками .

См. приложение 7

Форма : 1) работа по подражанию.

См. приложение 1

Педагог предлагает ребенку собрать фигуру, вместе со взрослым. Ребенок должен выкладывать счетные палочки так же как взрослый .

«Дорожка»

Смотри это дорожка!

Положи палочку вот так . Эту палочку положи рядом . Вот так. Получилась дорожка, как у меня!

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Молодец! Что ты собрал? Правильно дорожку!

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 4

Педагог заранее готовит на листе бумаги схему 1 :1 фигур и предлагает выкладывать счетные палочки по рисунку , накладывая их.

Педагог за ширмой заранее собирает фигуры, убирая ширму, называет фигуру или спрашивает у ребенка : «Что это?» Предлагает собрать : «Сделай такой же!»

«Домик» , «Крыша»

Смотри, что это нарисовано? Правильно домик. Давай сделаем такой же. Молодец! Очень красиво! Что ты сделал? Правильно дом!

Форма : 3) работа по представлению.

Переходить к сбору рисунка по памяти можно начать только после того, как малыш будет уверенно собирать фигуры, глядя на картинку. Для этого надо попросить ребенка собрать фигуру.

Отгадай загадку?

Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же - рядом

Встали дружно перед садом.

Правильно, забор! Сделай забор из счетных палочек . Умница, очень красиво. Что ты сделал? Заборчик!

Переход на следующий этап осуществляется, когда ребенок собирает фигуры по памяти.

Работа на 2 и 3 этапе выполняется аналогично с 1 этапом.

Второй этап. Конструирование из 3 палочек .

См. приложение 8

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 2

Форма : 2) работа по образцу.

См. приложение 5

Форма : 3) работа по представлению.

Третий этап. Конструирование из 4 палочек .

См. приложение 9

Форма : 1)работа по подражанию.

См. приложение 3

Форма : 2)работа по образцу.

См. приложение 6

Форма : 3)работа по представлению.

Приложение 1

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 2 счетных палочек

1)Постройка «Дорожка»

Стихотворение «Дорожка» .

По дорожке,

По дорожке

Дружно топают две ножки!

Уходи с дороги, кот!

Наш (а) (имя ребенка) идёт!

Загадка про дорогу.

От дома начинается,

У дома и кончается.

2)Постройка «Дом» , «Крыша»

Стихотворение «Мой дом» .

Посмотрите : это дом-

С крышей, дверью и окном,

И с крылечком, и с трубой,

Цвет у дома – голубой.

Заходите смело в дом!

Приглашаете? Войдем!

Стихотворение «Крыша» .

Если есть крыша

И лестница есть,

Можно на крышу

Пол лестнице влезть.

Можно по крыше

Побегать потом,

И можно лечь, развалиться .

Все можно.

Нельзя забывать лишь о том,

Что с крыши можно

Свалиться!

В. Данько

Загадка про дом.

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.

3) Постройка забор

Загадки про забор.

Отгородит от дома бор

Дощатый новенький… (забор)

Стихотворение «Забор»

Палочки поставим вряд

И спрячем от лисы цыплят.

Приложение 2

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 3 счетных палочек

1) Постройка «Стрелочка»

Без глаз, без крыл, летит, свисти, больно бьёт. (Стрела)

2) Постройка «Треугольник»

Стихотворение «Треугольник»

У треугольника три стороны,

Они могут быть разной длины.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольник - три угла,

Посмотрите детвора :

Три вершины очень острых -

Треугольник – «остроносый» .

Стороны в нем тоже три :

Раз, два, три – ты посмотри.

Стихотворение «Треугольник»

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

И на острый кончик стрелки,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду

Он похож на пирамиду!

3) Постройка «Молоток»

Стихотворение «Молоток»

Забей гвоздиков пяток.

Тук, тук, тук,

И в подметку,

И в каблук.

Загадка о молотке

Туки-туки -

Перестуки,

Если взял

Меня ты в руки,

Так не бей же

Как попало ,

Чтоб по пальцу

Не попало .

Приложение 3

Стихи, загадки для обыгрывания построек из 4 счетных палочек

1) Постройка «Стул»

Стихотворение «Стул»

Это стул. На нем сидят.

Загадки про стул.

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки.

Хоть мы все имеем спинки,

Мы не овцы и не свинки.

Мы не кони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Чтобы ноги отдохнули,

Отдохни-ка ты на.

Есть спина, а не лежит; четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит.

2) Постройка «Стол»

Стихотворение «Стол»

Это стол. За ним едят!

Загадки про стол.

Под крышей - ножки,

На крыше - ложки,

А рядом с ними -

С похлёбкой плошки.

Под одной крышей четыре брата живут.

3) Постройка «Флажок»

Горит на солнышке

Как будто я

Огонь зажег.

4) Постройка «Квадрат» , «Окошко» .

Стихотворение «Квадрат»

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Стихотворение «Квадрат»

Познакомьтесь, вот квадрат!

Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре,

Нет его ровнее в мире.

Стихотворение «Квадрат»

Словно стол стоит квадрат.

Он гостям обычно рад.

Он квадратное печенье

Положил для угощенья.

Он - квадратная корзина

И квадратная картина.

Все четыре стороны

У квадратика равны.

Из него мы строим дом.

И окошко в доме том.

За него в обед садимся,

В час досуга веселимся.

Ему каждый в доме рад.

Кто же он? Наш друг - (квадрат)

Стихотворение «Окно» .

День за днем идет кино

На экране этом.

Солнца, зелени полно

На экране летом.

А зимой – синеет лед,

Снег летит, играя.








Игры - головоломки со счетными палочками.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, решают различные головоломки, любят игры на смекалку. Одним из наиболее доступных видов задач на смекалку являются игры со счетными палочками. Их еще называют задачами на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения идет создание различных форм и преобразование одних фигур в другие. В ходе таких игр дошкольники охотно преодолевают значительные трудности, могут отказаться от сиюминутных желаний, возникающих по ходу выполнения той или иной игровой задачи. Кроме гордости от сознания своей сообразительности, уверенности в своих возможностях, игры - головоломки со счетными палочками формируют такие качества, как усидчивость, упорство в достижении цели, находчивость, развивают конструктивные умения, умственную и творческую активность.

Для игры понадобится набор ученических счетных палочек или любые палочки одинаковой длины и толщины, полоски картона, даже спички, с которых предварительно счистили серу. Если вы играете вместе с детьми, то можете давать устные задания. Если ребенок играет один, хорошо заготовить карточки, на которых написано условие игровой задачи (в случае, если он умеет читать), или схематически указано, сколько палочек надо взять, какое преобразование проделать и какая фигура должна получиться в результате.

Например: из 7 палочек надо составить 3 треугольника.

Хорошо, если дети сами придумывают задачи и записывают (моделируют) их для решения другими людьми (детьми или взрослыми).

Задачи - головоломки со счетными палочками могут быть различны по уровню сложности:

На составление заданных фигур из определенного количества палочек. Напр., составить ромб из 5 палочек:

Прямоугольник из 8:

На преобразование фигур путем удаления заданного количества палочек.

Напр., убрать 4 палочки, чтобы получились 3 квадрата:

Убрать 8 палочек, чтобы получился крест:

На преобразование фигур, путем перекладывания палочек.

Напр., Переложить 1 палочку так, чтобы дом смотрел в другую сторону:

Переложить 3 палочки так, чтобы корова взмахнула хвостом и оглянулась:

Когда дети освоят все 3 уровня сложности игр - головоломок, поощряйте их творчество в создании своих вариантов логических задач. Придумывайте более длинные и сложные задания. Используя последовательно проводимые преобразования, составляйте рассказы, сказки.

А пока вы только учитесь, предлагаем вам отгадать авторскую задачу - головоломку:

Мы 6 палочек возьмем

И построим новый дом!

Если 2 переложить,

В доме том не смогут жить,

Он уже не дом, а флаг.

Кто сумеет сделать так?

Захотелось покопать-

Надо палочку убрать

И переложить другую.

Так лопатку получу я!

А у вас она готова?

Передвинем палку снова

А внизу одну возьмем

И в коробку уберем.

Вышел стульчик!

Отдыхайте!

Сколько палочек? Считайте.

Сосчитали?

Их четыре!

Ножки вы раздвиньте шире,

Спинку надо положить -

Будет стул столом служить!

Если вам не надоело,

Продолжаем наше дело:

Сделаем дорожный знак

Или треугольный флаг.

Снова 2 переложили

И стрелу мы получили!

Только вот стрела сломалась-

Палочка одна осталась.

Мы ее на стол положим -

Треугольник сделать сможем!

Любовь Николаевна Рослякова

Цель : развитие логического мышления.

Задачи :

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Условно можно разделить на несколько групп :

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

- по образцу :

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :


из 10 палочек выложить 3 квадрата :


По указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2. с выкладыванием изображений предметов

- по образцу :



картинки из библиотеки МААМ :

По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :



затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :


- по замыслу :




3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :


или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :


или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :


2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :


4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :


6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :



убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :



4. с преобразованием изображений предметов :

1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :


2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :


3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :


5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :


2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :


переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

 

Возможно, будет полезно почитать: