Особенности поведения детей 3 4 лет.

Анастасия Дмитриева
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 3–4 лет»

Консультация для родителей .

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Три года - это возраст , который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность» . Основные потребности в этом возрасте - потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности - игра.

В этом возрасте у вашего ребенка :

Происходит формирование «противо-воли» , что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители , и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки .

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл .

Математика

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь :

2. Ребенок может уметь владеть понятиями : один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .

4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) .

5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.

6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление (развитие мышления, памяти, внимания)

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь :

1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.

3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.

4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.

5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.

6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.

7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,

8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.

9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.

11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь :

1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов) .

3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам : мебель, посуда, одежды и т. д.

4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.

5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т. д.)

6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.

7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь :

1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т. д.) и диких (волк, заяц, лиса и т. д.) животных.

2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона, 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела) .

3. Ребенок может знать названия основных растений : 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза) .

4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.

5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.

6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.

7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Навыки обихода

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь :

1. Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек) .

2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.

3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т. д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.

4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.

5. Ребенок может знать основные правила гигиены.

Вам как его родителям важно :

С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья, даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.

Помнить, что так называемое упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.

Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.

Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером - то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.

Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.

Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом, мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой , различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.

Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка , необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

В возрасте 3-4 лет у детей активно развивается образное мышление, появляется интерес к лепке, рисованию, конструированию и другой подобной. Когда малыш занимается воспроизведением своего видения на окружающий мир, он обязательно объясняет то, что хочет изобразить. В этом возрасте активно развивается чувство собственных успехов. Когда малыш выполнить поставленную задачу, то обязательно покажет вам и будет радоваться, что у него получилось. Он может расстроиться, если что-то не вышло. В более раннем возрасте дети не особо огорчаются по поводу неудач, либо быстро забывают о них. Сейчас малыш более чувствителен, поэтому будет стараться сделать задуманное, чтобы не допустить состояния собственного неудовлетворения. Именно в 3-4 года у детей активно проявляется чувство гордости за себя. На этом фоне развивается и чувство соперничества. Это не сложно заметить, потому как ребенок рассказывает о том, что он стал первым в садике по определенному виду деятельности или опередил всех сверстников в игре «догонялки». Первое вранье Нередко дети начинают гордиться не только собой, но и своими родителями. Порой можно услышать фразы «Моя мама самая красивая» или «Мой папа самый сильный». В этом возрасте чувство неполноценности может породить желание к вранью. Если ребенок не получает достаточного внимания, то начинает врать, что родители выполняют все его прихоти и тому подобное. Главное, вовремя заметить, что малыш начал обманывать, потому как в дальнейшем исправить данную проблему будет намного сложнее. Реакция ребенка становится более личностной, потому как активно развивается чувство «Я». Если раньше ребенок мог стесняться, реагировать, ориентируясь на выражение лица родителей, то сейчас все происходит крайне искренне. Т.е. ребенок может засмеяться над ситуацией, когда выражение лица мамы или папы крайне строгое. Будь малыш на год младше, он бы еще подумал перед выражением своих эмоций. Дело в том, что все происходит на подсознательном уровне, где контролировать данные процессы может только психологическое развитие. Сейчас малыш стал более внимательным и равнодушие к миру постепенно «затупляется». Ребенок замечает и различает что-то, оценивает обстановку и предметы по определенным критериям. Как было сказано выше, малыш становится более чувствительным. Если кто-то спит, то он не будет выпускать всю энергию в игре, пытаясь не тревожить спящего человека. Он может сопереживать, если кому-то грустно, больно. Замечает огорчение, недовольство, радость, усталость, злость и другие эмоциональные проявление и старается помочь. Реакция распространяется при просмотре фильмов и мультфильмов. Если любимый герой погибает, то малыш может заплакать. Чувство вины Активно развивается чувство вины. Если малыш нечаянно разбил мамину вазу или пролил воду, то не ждет от родителей «мягкой» реакции. Раньше ребенок мог через час забыть о том, что родители его поругали и продолжать жить в соответствии со своими ценностями. Сейчас он может длительное время переживать по поводу наказаний, огорчений родителей, смены настроения по его вине и.т.д. Если ребенок не согласен с наказанием, то может затаить обиду и, «надувшись», не разговаривать ни с кем либо игнорировать возможные контакты. Ребенок может давать свою оценку происходящему. Если мама говорит, что нельзя брать папины вещи, а сама нарушает сказанное, то малыш может напомнить о ее запрете либо сделать «маленькое» замечание. Что такое хорошо, и что такое плохо? Различает хорошее и плохое без указаний родителей. Если папа сломал что-то, то малыш скажет о том, что это нехорошо. Также малыш высказывает свое мнение относительно действий своих сверстников. Если в детском саду кто-то разобьет или сломает что-то, то ребенок может оценить это и высказать виновникам. В таком возрасте ребенок склонен к ревности. Он может замолчать и игнорировать указания воспитателя, если ему покажется, что к нему относятся чуть хуже. То же самое распространяется в семье, на улице и других обстановках. Может обижаться, если кто-то несправедлив к нему. Малыш способен заступиться за сверстника, особенно это часто проявляется в отношении противоположного пола. Если его что-то не устраивает, то кроха может сердиться, делать что-то специально неправильно, выражая свое недовольство. Раньше ребенок ничего не стеснялся, потому как была рядом мама. Сейчас малыш может выражать свое стеснение путем опускания глаз, перетирания ладоней или пальцев. Также малыш выражает свое стеснение, водя ногой по земле. Чаще всего возникает стеснение, при пребывании в незнакомой обстановке, обращении незнакомых людей и постыдных ситуаций. Первые страхи Развивается настороженность, потому как формируется чувство безопасности. Малыш не будет тянуться к собакам на улице, потому как неизвестная реакция его слегка пугает. Ребенок настороженно относится к незнакомцам, животным, новым обстановкам, порой родителям, которые слишком строго с ним обращаются. В этом возрасте у детей появляется много страхов относительно темноты и страшных персонажей фильмов и мультфильмов. Чтобы не «подливать масла в огонь», рекомендуется отказаться от запугиваний, иначе это негативно отразиться на психике малыша. Нередко родители, в целях приучения, пугают детей различными выдуманными существами. Например, если не будешь кушать, то тебя заберет баба яга. Нельзя пугать детей отказом от него. Например, если ты сейчас не пойдешь, то мы с папой отдадим тебя серому волку. Именно с 2.5 до 4 лет, дети активно познают такие понятия, как безопасность, вред, опасность, польза. Раньше ребенок мог заниматься чем-либо только потому, что ему это нравится. Сейчас же он больше выбирает общение со сверстниками. Сейчас довольно сложный период, поэтому вам необходимо активно объяснять ребенку что такое хорошо, плохо, полезно, безопасно, опасно, вредно и.т.д. Когда малыш интересуется подобными «вещами», то нужно помогать ему в этом. Интерес так и останется интересом, если не подключатся родители. Малыш может знать, что собака способна укусить, но все равно полезть к ней, чтобы погладить ее. Ребенок все пробует применять на практике, а ваше слово поможет избавиться от многих проблем. В возрасте 3-4 лет, ребенок чувствует себя менее зависимым от мамы и папы, поэтому может отказываться от их опеки. Это вполне нормально, потому как в 3-4 года прогрессирует возрастной кризис. Малыш может специально отказываться от ваших предложений, демонстрируя свою самостоятельность и личность. Ребенок выполняет просьбы, которые были поручены близкими людьми. На этот фактор влияет темперамент, поэтому просьбы могут выполняться в зависимости от воспитания. У ребенка активно развивается речь, поэтому ему нравится запоминать новые слова, демонстрировать свои навыки, пытаться заводить новых друзей, и набираться опыта у других детишек. Нередко множено заметить картину, когда у одного ребенка получилась песочная башенка, а второй сидит и не может понять, почему у него не выходит. После чего второй ребенок спросит у первого, как у него это получилось. Услуга за услугу Развивается чувство «услуга за услугу». Вы можете попросить ребенка принести тарелки, а он вам выдаст «а тогда я дольше буду смотреть мультики» или что-то подобное. Если ребенку помогли, то он может выполнить услугу того человека, в знак благодарности. Ребенок все больше осознает разницу между прошлым и будущем. Он не станет требовать немедленного похода в зоопарк, если это возможно только с папой, который освободится через несколько дней. Нередко дети начинают задумываться, что же будет дальше в их жизни. Активно развивается настойчивость, поэтому ребенок может подолгу требовать от родителей новой игрушки. Порой дело может доходить до целых сцен в отношении несправедливости мамы и папы. Если родители уделяют внимание малышу, а именно его воспитанию, то ребенок становится менее вспыльчивым. Несмотря на кризис 3 лет, можно снизить эмоциональные реакции ребенка. Главное, показать ребенку, что можно делать, а чего нет. Вам необходимо завоевать авторитет в глазах крохи, тогда он будет послушным. Нужно проявлять строгость, настойчивость, но в то же время комбинировать с пониманием. Когда ребенок видит, что его ценят, заботятся, то чаще прислушивается к родителям.

В возрасте 3-4 лет ослабевает неразрывная связь между малышом и матерью и постепенно увеличивается потребность в общении, которая уже не может быть удовлетворена в узком семейном кругу.

Анатомо-физиологические характеристики

Рассмотрим основные показатели физического развития:

  • рост 96 см + 4 см;
  • вес 12 кг + 1 кг;
  • количество зубов — 20 шт. (все молочные).

Объем черепа трехлетнего ребенка составляет 4/5 от объема черепной коробки взрослого человека. Позвоночник и кости малыша еще довольно мягкие и при определенных условиях могут поддаться деформации. Поэтому необходимо следить за осанкой ребенка и состоянием суставов.

Определенные особенности заметны в развитии мускулатуры. Более развиты крупные мускулы, поэтому у малыша лучше получается выполнение движений всей рукой. Он постепенно учится владеть всем своим телом (делает наклоны, повороты, поднятие рук, покачивания). Подобные упражнения нужно включать в ход ежедневных занятий физкультурой. Вообще в таком возрасте у детей повышенная потребность в физической активности.

Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений. Этому способствует лепка, рисование и другие виды изобразительной деятельности, которые являются обязательным компонентом различных дидактических игр и познавательной деятельности младших дошкольников. Таким образом ребенок совершенствует умения управлять движениями пальцев и кисти.

Сердечнососудистая и дыхательная система развиваются соответственно потребностей растущего организма. Существуют определенные проблемы с умением сознательно регулировать дыхание. Поэтому с детьми нужно проводить упражнения с пушинками, воздушными шариками, легкими бумажными изделиями, в ходе которых они должны делать контролируемый усиленный выдох.

Развитие ЦНС

Центральная нервная система трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:

  • появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
  • развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
  • у детей получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.

Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и активных движений к замкнутости, отрешенности.

Еще одной проблемой в этом возрасте является несовершенство взаимодействия сигнальных систем. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.

Личностное развитие

Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание в ходе консультаций для родителей, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.

Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.

Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:

  • выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;
  • предоставить ему больше самостоятельности;
  • поддерживать все положительные начинания и стремления;
  • если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;
  • не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.

Отдельно стоить обратить внимание на то, что у младшего дошкольника уже начинает закладываться . Он может подмечать, как действуют другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали.

Социальное становление

В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться частью детского коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом.

В этот период дети эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь собственными побуждениями. Развивается половая идентификация.

К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.

Взрослых малыш воспринимает уже не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у родителей есть работа, осознает их необходимость выполнять различные социальные роли. Часто подражает взрослым.

Психологические процессы

У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.

  • Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
  • Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
  • Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
  • Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
  • Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
  • Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
  • Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.

Воспитатели на основе данной статьи могут создать презентацию, которая поможет структурировать представленную информацию, и предложить родителям скачать ее для самостоятельного более детального изучения.

Что необходимо знать родителям о возрастных особенностях детей 3-4 лет.



Подготовила:

Воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №99»

Крамскя Е. О.

Таганрог 2016г.

Задачи развития

Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям. Основные задачи развития малышей: освоение навыков личной гигиены; воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим; развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям; обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности; развитие способности к сопереживанию.

Становление личностных качеств

Социально-личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. По программе «От рождения до школы» становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих. Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком.

В этом возрасте у вашего ребенка:
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Математика



1. Ребенок может уметь считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке.
2. Ребенок может уметь владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.
3. Ребенок может знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный) .
4. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
5. Ребенок может уметь сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов.
6. Ребенок может уметь подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Логическое мышление


-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
2. Ребенок может уметь находить и объяснять несоответствия на рисунках.
3. Ребенок может уметь находить лишний предмет и объяснять почему он сделал такой выбор.
4. Ребенок может уметь находить сходства и различия между предметами.
5. Ребенок может уметь запоминать 2-3 картинки.
6. Ребенок может уметь запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.
7. Ребенок может уметь запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,
8. Ребенок может уметь запоминать какую-либо деталь или признак предмета.
9. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
10. Ребенок может находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.
11. Ребенок может уметь обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.

Развитие Речи


Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.
2. Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).
3. Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.
4. Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.
5. Ребенок может знать названия основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)
6. Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.
7. Ребенок может знать свое имя и фамилию.
8. Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир


Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1. Ребенок может знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.
2. Ребенок может знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).
3. Ребенок может знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
4. Ребенок может знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
5. Ребенок может иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
6. Ребенок может знать части суток - утро, день, вечер, ночь.
7. Ребенок может уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Навыки обихода


Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может уметь:
1.Ребенок может уметь самостоятельно одевать вещи (без застежек).
2. Ребенок может уметь разрезать ножницами бумагу.
3. Ребенок может уметь пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
4. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки.
5. Ребенок может знать основные правила гигиены.

Помните,т ри года - очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый - малыш», а на равных, как с другом.

Трехлетнему ребенку еще сложно управлять своим поведением. Начинается формирование самооценки, где ведущее место принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы взрослые содействовали развитию положительного «я» у малыша. Так у него сформируется понятие, что он хороший, даже если совершил плохой поступок. Следует отделять такие поступки от личности и постепенно личность будет формироваться в положительном ключе.

В возрасте 3-4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется , потому как внутренний мир малыша полон противоречий. Он как никогда стремится быть самостоятельным, но в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослых.

Михайлова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №43 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет "
Дата публикации: 10.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей 3-4 лет ". «
Возрастные особенности детей 3-4 лет»
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром. Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 летзаключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации
внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг). Ребенок трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характера. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребенок протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Поэтому психологи и обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в
том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны объединить их в одну группу по общему признаку (например- посуда, одежда, мебель). В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить
ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с элементарными навыками гигиены и труда. Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям. Основные задачи развития малышей:  освоение навыков личной гигиены;  воспитание эмоциональной стабильности, вежливого отношения к окружающим;  развитие любознательности к предметам, действиям, ситуациям, явлениям;  обучение различным способам действий с помощью предметной деятельности;  развитие способности к сопереживанию. Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в помощи ребенку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений. Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют посуду,
протирают пыль, чистят зубы, моют руки. Обязательно поощрение взрослого во время самостоятельной игры ребенка – это может быть индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность. Поэтому следует создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски, пластилин). Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта ребенком. Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью малоизвестных предметов. Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения. Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Поэтому следует родителям объяснить своему ребенку о важности взаимоотношений воспитателя и ребенка. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Образовательный стандарт(ФГОС) подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.
Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС)подразумевают развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо поощрять интерес, внимание ребенка к окружающей действительности. Тогда у него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или ситуаций. Любопытство ребенка способствует развитию навыков сотрудничества, взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает установить ребенку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками, взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать, проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей. Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС)заключаются в том, что появляется гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может меняться игровая направленность ребенка. Девочек больше интересует посуда, куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины. Социально- личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–4 лет. По программе «От рождения до школы» становление личностных качеств ребенка происходит с помощью игровой, познавательной, физической деятельности. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и внятно доносить их до окружающих. Важно помочь разобраться ребенку в переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения эмоциональной сферы самим ребенком. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения. Возрастные особенности детей 3–4 лет по программе «От рождения до школы» подразумевают индивидуальную оценку действий ребенка. Следует вызвать позитивный настрой детей, дать
положительную оценку правильному поведению. Это послужит стимулом для дальнейших доброжелательных взаимоотношений с окружающим миром. В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребенок может во время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться ее. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Но нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребенок быстро переключается с одного предмета на другой. Возрастные особенности детей 3–4 летформируют предпосылки к дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребенка, формирует познавательную и творческую активность. Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном мире. Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой деятельности ребенка.
Консультация для родителей
Младшие дошкольники постепенно начинают отделять себя от родителей. Появляется непреодолимое желание все делать по- своему. Дети начинают противиться контролю взрослого. Таковы возрастные особенности детей 3–4 лет. Как понять ребенка? Как научить его вежливости и доброжелательности? Это возраст, когда дети начинают отстаивать свое мнение, противясь предложениям родителей. Не стоит давить на ребенка,
пытаться заставить его делать что-либо против воли. Так появится инфантильность, которую гораздо сложнее преодолеть. Следует предоставить ребенку возможность выбора, поощрять его самостоятельность. Малыш должен понять правила взаимодействия с людьми, научиться договариваться с ними. Возрастной кризис является рубежом, который отделяет младенчество от детства – в этом заключаются основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Не стоит подавлять волю ребенка – это приведет к апатии, равнодушию. С терпением, пониманием стоит относиться к негативным проявлениям у своего малыша. Следует беречь чувства ребенка. Не унижать его резкими командами, жестким контролем, требованием беспрекословного подчинения. Потребность в уважении, признании – основные возрастные особенности детей 3–4 лет. Консультация для родителей должна призывать к терпеливому сотрудничеству с ребенком. Важно дать понять малышу, что родители признают его самостоятельность, готовы общаться с ним наравне. Ребенок учитывает реакцию на его поведение, поступки. Необходимо хвалить малыша, показывая правильность его действий.
Возрастные особенности детей 3–4 лет: советы родителям
1. Упрямство ребенка – желание высказать свое мнение. Недостаток словарного, чувственного запаса провоцирует капризы. Ребенок не всегда может объяснить свои переживания. Родителям стоит пояснить малышу, что он чувствует. Обязательно в разговоре, в ситуации учитывать мнение ребенка. 2. Необходимо предоставлять выбор малышу. По какой дороге пойти, какую одежду надеть – такие простые задачи будут способствовать самостоятельности. Следует договориться с ребенком – когда он слушается родителей, а когда может что-либо выбрать сам. 3. Бережно относиться к чувственным проявлениям ребенка – сопереживать его печали и горю. Учить говорить словами о том, что
его расстроило. Дать название чувствам, эмоциям ребенка (горе, усталость, радость, злость, восхищение).

 

Возможно, будет полезно почитать: