Лучшие карточки для развития ребенка. Методика Домана

А знают ли ваши дети, что и где находится в вашем городе? Что скрывается за яркой вывеской, для чего предназначены кафе, оптика, ателье? А знание этих тем повседневной жизни говорит об уровне развития вашего малыша, его социальной ориентации.

Игра «Прогулка по городу» дает прекрасную возможность обратить внимание на окружающий мир, созданный руками человека, и поговорить о своем городе более подробно и предметно. Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи.

В помощь предлагаем выписки из Толкового словаря русского языка со значе-ниями слов игры.

Комплектность:

- разрезные карты с вывесками и фасадами 30 городских заведений и учрежде-ний, картинками внутреннего вида, либо содержания заведений - 6 шт.;

- разрезные карты со стихами-загадками - 2 шт.,

- словарь - 1 шт.

Подготовка к игре:

Распечатать и разрезать листы с картинками и стихами по пунктирным линиям на отдельные карточки (по 30 штук).

Правила игры:

Задача игроков - соединить название (вывеску) с содержанием.

1 вариант:

Играют от 2-х до 6 человек и ведущий. Предложите детям подумать и назвать, какие вывески и названия они видели, прогуливаясь по городу.

Раздайте карты с фасадами и вывесками поровну всем игрокам и вместе прочитайте. Пусть дети попробуют сами объяснить, что, по их мнению, скрывается за этими вывесками; что можно увидеть, открыв дверь заведения; для чего оно пред-назначено.

Ведущий берет карточки-картинки с внутренним видом и, выбрав наугад одну из них, показывает её игрокам. Те игроки, у которых есть вывеска данного заведения, берут карточку у ведущего и выкладывают её напротив названия на пустое место. Побеждает тот, кто первым составит все пары.

2 вариант:

В игре участвуют карты с фасадами и карточки-стихи. Игра аналогична 1 ва-рианту. Ведущий читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Угадывая, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее напротив соот-ветствующей вывески на карте. Побеждает тот, кто первым заполнит карту.

3 вариант:

В игре участвуют все карточки. Ведущий раздает игрокам поровну карточки с рисунками, себе оставляет стихи. Затем ведущий читает стихотворения по одному. Дети отгадывают, о чем идет речь и при правильном ответе закрывают стихами соот-ветствующий рисунок. Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки.

Удачной игры!










Значения слов по Толковому словарю русского языка

1. Аптека - учреждение, в котором продаются и изготавливаются лекарства, лечебные средства, предметы санитарии и гигиены.

2. Ателье - мастерская по пошиву одежды (а также по некоторым другим видам обслуживания).

3. Автовокзал - большая станция пригородного или международного автобусного сообщения.

4. Банк - финансовое учреждение, производящее операции со вкладами, с кредитами и плате-жами.

5. Баня - специальное помещение или учреждение, где моются и парятся.

(Сауна - финская баня с горячим сухим воздухом в парной и холодным бассейном).

6. Бассейн - искусственный водоем, сооруженный для плавания, купания.

7. Библиотека - учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности (книги).

8. Больница - медицинское учреждение для стационарного лечения.

9. Ветлечебница - (сокр. ветеринарная лечебница) - лечебное учреждение для животных.

10. Гастроном - магазин пищевых продуктов.

II. Гостиница - дом для временного проживания приезжающих с одноместными или неодномест-ными номерами, с обслуживанием.

12 Детский сад - воспитательное учреждение для детей дошкольного возраста.

13. Железнодорожный вокзал - большая станция на железнодорожных путях сообщения.

14. Зоопарк - (сокр. зоологический парк) - место содержания, демонстрации, изучения и воспро-изводства диких животных

15. Институт - высшее учебное заведение, научно-исследовательское учреждение.

16. Кафе - небольшой ресторан.

17. Кинотеатр - зрелищное предприятие, помещение, в котором демонстрируются кинофильмы

18. Оптика - магазин, учреждение, в котором продаются и изготавливаются приборы для зрения.

19. Парикмахерская - предприятие, где делают прически, завивку, стригут бреют.

20. Парк - большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами.

21. Торговый центр - магазин непищевых товаров народного потребления.

22. Поликлиника - лечебное учреждение с врачами разных специальностей для приходящих боль-ных или помощи на дому.

23. Почта-телеграф - учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег.

24. Рынок - место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах.

25. Ресторан - открытая до ночи или ночью, хорошо обставленная столовая с подачей дорогих за-казных блюд и напитков, обычно с музыкальной эстрадой.

26. Столовая - учреждение общественного питания.

27. Стадион - комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний.

28. Театр - зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене драматические представления.

29. Цирк - зрелищное предприятие, помещение, где даются представления с участием акробатов, гимнастов, клоунов, эквилибристов, дрессировщиков, фокусников.

30. Школа - учебно-воспитательное учреждение, здание такого учреждения

Развивающие карточки для детей пользуются большой популярностью. Но в основном все ограничиваются простым их показом. Да, так вы знакомите ребенка с окружающим миром и расширяете словарный запас.

Но с помощью карточек можно развивать мышление, память, внимание, воображение и даже скорость реакции. Для этого существует огромное количество игр.

В этой статье я поделюсь идеями игр с карточками для детей от 1 года и до 5 лет и старше. С возрастом вы вводите все больше игр, а также усложняете уже знакомые.

Принеси картинку

Это игра для самых маленьких. Вы называете предмет, изображенный на карточке. Задача ребенка – выбрать из нескольких карточек нужную. Сын любил бегать за картинками, а не сидеть на одном месте и просто показывать пальчиком.

Почти любую спокойную игру можно сделать активной. И игры с карточками не исключение. Маленьким непоседам бывает сложно усидеть на месте. И если вы включите в игру подвижные элементы, ребенку может быть проще.

Антошка очень любил эту игру. Я давала ему карточку, на которой был нарисован предмет, имеющийся в нашей квартире. А Антошка с радостью бежал его показывать.

Второй вариант игры – разложить в ряд карточки с изображением, например, фруктов. А по всей комнате – игрушечные или реальные фрукты. Задача ребенка – найти все фрукты и положить их на нужные карточки.

Звуки животных и предметов

Это игра для самых маленьких.

  • Издайте звук любым музыкальным инструментом (ксилофон, маракасы) или просто постучите ложкой о кастрюлю, но так, чтобы ребенок не видел источник звука. Предлагайте ребенку угадать, что же звучит – пусть он укажет на соответствующую карточку. Также можно изобразить мяуканье кошки, мычание коровы и т.д. Игра прекрасно подходит для неговорящих детей.
  • Вы показываете карточку с изображением животного или любого предмета, из которого можно извлечь звук. А ребенок озвучивает.

Угадай по части

Разложите несколько карточек, желательно объединенных одной тематикой (морские животные, птицы). Обсудите с ребенком, что изображено на картинках. Попросите отвернуться и оставьте одну карточку, остальные уберите. Оставшуюся картинку прикройте рукой или листом бумаги наполовину или две трети. Предложите малышу угадать, кто же там прячется.

Сложи картинку

Разрезаем карточки на части и подбираем половинки. Я для этих целей использовала набор карточек, который мне совсем не понравился и его не жалко было резать.

Сортировка

Для начала сортируйте на две группы, с возрастом число групп можно увеличивать. У этой игры множество вариантов в зависимости от возраста ребенка:

  • Сортируем по цвету, форме. Для этого даже существуют специальные наборы карточек.
  • Простая классификация: животные и транспорт, одежда и еда, техника и игрушки;
  • Найти малышам животных их мам;
  • Разложить карточки по принципу «кто что ест»;
  • Посадить домашних животных в импровизированный хлев, а диких отправить в лес;
  • Птиц посадить в гнездо, а рыб – в реку;
  • Съедобное – в корзинку, а несъедобное – в шкаф;
  • Летает – не летает;
  • Наземный транспорт – класть на пол, воздушный – прилепить с помощью пластилина к дверце шкафа, водный – положить на синее покрывало или просто цветной картон;
  • Карточки с фруктами Антошка клал на спорткомплекс (дерево), а овощи сажал в огороде (зеленое одеяло);

Действуя в соответствии с принципом «от простого к сложному» с помощью карточек вы можете изучать и закреплять с ребенком самые разнообразные темы. На примере птиц хочу показать, как можно постепенно усложнять классификацию:

  • Раскладываем карточки на две стопки: птицы и игрушки;
  • Птицы и звери (это уже сложнее для ребенка);
  • Домашние и дикие;
  • Умеют летать или нет;
  • Перелетные птицы и те, что остаются зимовать;
  • Хищные, насекомоядные, зерноядные птицы;
  • В зависимости от места обитания (наша полоса, Север, Африка);
  • В каком домике живет птица (гнездо на дереве, дупло, в траве).

Чем старше ребенок, чем больше он знает, тем по более сложному признаку он может классифицировать тех же птиц. Многие задания посильны будут только в старшем дошкольном возрасте, а некоторые и в младшем школьном. Не берите слишком много птиц. Дошкольнику не нужны энциклопедические знания. Главное – чтобы он понимал принцип распределения птиц по тем или иным категориям.

Каждую такую классификацию желательно обыграть. И предварительно тему изучить: читая книги, играя, выполняя поделки, смотря видеоролики.

Найди лишнее

Выложите перед ребенком 4 карточки, три из которых объединены одним признаком. Задача ребенка – найти лишнюю карточку.

Например:

  • 3 синие карточки, 1 – красная (это для самых маленьких);
  • Банан, яблоко, апельсин, собака;
  • Ворона, утка, голубь, акула;
  • Самолет, вертолет, воздушный шар, автобус;
  • Шорты, футболка, кепка, зимняя куртка.

Обязательно обсуждайте с ребенком, почему именно этот предмет лишний.

У ребенка не получается справиться с самым простым заданием? Значит, ему еще рано. Отложите эту игру на несколько месяцев.

Найди пару

Положите перед ребенком карточку и предложите найти ей пару из предложенных 2 и более карточек. Для начала пусть карточки будут одинаковыми. Так можно раскладывать сразу несколько пар карточек.

Затем усложняем – подбираем карточки, объединенные одним признаком.

Когда Антошка уже познакомился с геометрическими фигурами, он просил, чтобы я клала перед ним две карточки с изображенными на них фигурами. А потом предлагала разложить под ними картинки с предметами той или иной формы.

Такую игру можно устроить и с рельными предметами.

Подбираем пары букв

Заглавная буква – мама, строчная – сынок.

Начинающиеся на букву.

Я раскладываю несколько букв по комнате, а Антошка ищет их и кладет рядом с ними карточки с изображением предметов, которые начинаются на эту букву.

Цифры и соответствующее им число предметов , животных или просто закрашенных кружочков.

К карточке с цифрой 3 нужно найти пару в виде карточки с изображенными на ней тремя предметами. Также можно играть с реальными предметами.

Запомни карточку

Покажите ребенку карточку, а затем накройте листом бумаги. Предложите малышу вспомнить, что же там изображено. Это простейшая игра на развитие памяти для самых маленьких.

А если играть сразу с несколькими карточками и все их накрывать, то игра становится намного сложнее.

Положите перед ребенком 3 карточки. Попросите его отвернуться и уберите или переверните одну. Предложите малышу вспомнить, какая же карточка здесь была. Со временем увеличивайте количество изображений.

Что изменилось

Это вариант предыдущей игры. Положите перед ребенком несколько карточек. А потом поменяйте две из них местами или уберите одну, а вместо нее положите новую.

Восстанови порядок

Пусть ребенок постарается запомнить в каком порядке лежат несколько карточек. Для этого подробно обсудите с ним все картинки, пусть он их назовет. Перемешайте их все и предложите разложить в том же порядке.

Что сначала, а что потом

Для этой игры нужны специальные наборы карточек или же вы сами можете нарисовать схематичные изображения.

Например, на таких карточках могутт быть изображены:

  • процесс создания чего-либо (дети лепят снеговика или мама варит суп);
  • повседневные занятия ребенка;
  • короткая история (зайчик заболел, пришел доктор, сделал укол, зайчик выздоровел);
  • жизненный цикл растения (семечко, росток, дерево, плоды);
  • времена года.

Ребенок раскладывает картинки в нужном порядке. Стимулируйте малыша озвучивать все, что происходит на картинках.

Сочиняем сказку

Для игры я беру несколько карточек из разных наборов и на ходу сочиняю историю, вытаскивая по одной картинке. Сюжеты могут быть самыми фантастическими, но чем смешнее, тем больше вероятности, что ребенок все запомнит. Затем все убираю. А дальше несколько вариантов:

  • задаю наводящие вопросы, а Антошка вспоминает какая карточка здесь должна быть (кто пришел в гости к лягушке? Что проглотил крокодил?);
  • заново кладу картинки по одной, а Антошка уже сам пересказывает сюжет;
  • самостоятельно пытается восстановить порядок.

В эту игру и мы с мужем любим поиграть, для этого у нас есть специальные наборы. А вот малышам лучше приобрести обычные карточки, с изображением знакомых ему животных, предметов, но в двойном экземпляре.

Правила игры «Мемори» следующие:

Все карточки смешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Игроки по очереди открывают сразу по две карточки. Если изображения оказались одинаковыми, игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если нет, то карточки кладутся на то же место картинками вниз. Побеждает тот, у кого больше собранных пар карточек.

Игры с карточками для детей: как использовать игры с карточками для развития речи, воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти ребенка. Наборы карточек для игр.

Игры с карточками для детей

В этой статье Вы найдете игры с карточками и карточки для скачивания:

— Раздел 1. Игры с карточками для развития воображения

— Раздел 2. Игры с карточками для развития речи

— Раздел 3. Игры с карточками для самых маленьких.

— Раздел 5. Игры с карточками для развития восприятия, внимания, памяти.

— Раздел — приложение. Скачать карточки для игр с детьми на разные темы.

Карточки для детей на разные темы (овощи, планеты, транспорт, времена года, игрушки, мебель, одежда, посуда и другие) есть сейчас, наверное, в любой семье и в любом детском саду. И на прилавках магазинов огромный выбор карточек любого размера и на любой вкус. Но все ли знают, как их использовать в играх с детьми? Очень часто занятия и игры с карточками ограничиваются их простым запоминанием: «Что это? Назови». А для более старших детей — к запоминанию информации на обороте карточки и ее воспроизведению по просьбе взрослого.

На самом же деле развивающий потенциал тематических карточек для детей намного больше — он огромен! Карточки для детей можно использовать и для развития воображения, речи, мышления, памяти, восприятия, внимания.

Хотя такие карточки часто называются «развивающими», но сами по себе они не могут ребенка развивать. Ведь развивается малыш только в процессе активного творческого общения со взрослыми на разные темы, в том числе и на темы, изображенные на карточках. Как это сделать — Вы узнаете из этой статьи.

Что Вам понадобится для игр с карточками

Для игр из этой статьи Вам будут нужны несколько тематических наборов карточек для детей с предметными картинками (3-5 наборов как минимум). Предметными называют картинки, на которых изображен один объект без сюжета (например, береза, мяч, Солнце или облако, василек, дельфин и так далее).

Можно сделать такие карточки и самим, вырезав предметные изображения из раскрасок и журналов, рекламных буклетов и наклеив их на плотных картон.

Желательно, чтобы все карточки были одного размера, но это вовсе не обязательно.

В качестве мини-карточек также можно использовать картинки от старых настольных игр — лото и домино на разные темы («транспорт», «овощи», «игрушки» и т.д.)

Требования к карточкам для детей дошкольного возраста

— реалистичное, хорошо узнаваемое изображение (или крупная фотография объекта), на котором отчетливо видны все детали,

— понятный ребенку ракурс изображения,

— плотный картон, яркая четкая печать картинки,

— отсутствие лишних отвлекающих деталей на картинке.

Производителей карточек много, но по качеству мне лично (это моё субъективное мнение, конечно), очень нравятся карточки «Маленький гений», потому что:

1) они выполнены на картоне отличного качества и будут служить долго,

2) в этой серии карточек отличное качество изображения.

В конце этой статьи я показала их примеры на разные темы.

Также очень хорошего качества карточки под названием «Умные карточки».

Как раздаточный материал для группы детей удобны мини-карточки на разные темы, которые выпускаются издательством «Сфера» и называются «раздаточные карточки».

Примеры наборов карточек для скачивания даны в конце этой статьи.

Раздел 1. Игры с карточками для детей: развитие воображения

Игра «Колдун»

Это игра для детей с пяти лет, в самом простом варианте можно играть с детьми с четырех лет. Игра развивает фантазию детей, что очень важно не только само по себе, но и для развития творческих игр дошкольников (сюжетно — ролевой и режиссерской).

Подготовка к игре: перемешайте карточки на разные темы в одной коробке. Можно туда же положить и детские кубики с буквами, и картинки из лото или из домино на разные темы. Закройте коробку. Это наши «сокровища», которые мы будем брать с закрытыми глазами в ходе игры из этой коробки.

Ход игры:

Первый уровень игры.

Шаг 1. Рассмотрите с детьми картинку с изображением колдуна (или игрушку — колдуна). В качестве игрушки — колдуна можно использовать самую обычную пластиковую бутылку от воды, если приклеить к ней детали лица и обмотать в «волшебный плащ» — лоскуток ткани.

Расскажите ребенку сказку об этом колдуне: «Жил — был в одной пещере колдун. Она умел заколдовывать разные вещи: заколдует — и унесет к себе в пещеру. Но колдун мог заколдовать только те картинки, у которых не было пары. Если картинки становились парами — то колдун не мог их взять».

Шаг 2. После этого дайте ребенку в руки коробку и предложите с закрытыми глазами достать из нее две карточки (две картинки). Нужно объединить эти две картинки одной историей.

Например, если выпадет картинка «снеговик» и «корзина», то можно придумать, что снеговик в корзину положил подарки и пошел поздравлять своих друзей с Днем рождения или с Новым годом. Придумайте сначала такую историю сами по тем картинкам, которые вытащил ребенок из коробки. Затем предложите ребенку придумать свою историю по новым двум картинкам.

Некоторым детям легко дается эта игра, другим — трудно. Если ребенку трудно придумать — придумывайте сначала вместе с ним. Предлагайте малышу вариант: «Как ты думаешь, куда пошел снеговик с корзиной — в магазин или в лес? Нет? А куда? А что он в корзину положил? Ты бы что положил бы?»

Второй уровень игры. Ко второму уровню игры можно переходить, если Ваш ребенок очень легко связывает в одной истории два объекта (две карточки). Предлагайте ребенку вытащить из коробки сначала три картинки, потом четыре- пять картинок. И связать их в один сюжет. Если ребенку трудно самому придумать историю — сочиняйте вместе!

Третий уровень игры . Нужно построить целую цепочку из 15-20 случайно выбранных из нашей коробки картинок и сочинить рассказ по ней.

Как играть с карточками:

Берем из коробки по очереди с закрытыми глазами карточки и сочиняем общую историю. Например, начинаете Вы как взрослый. Вы берете карточку и придумываете по ней начало истории: «Жил-был.. И был он очень… Однажды …». На этом Вы прерываете свою историю и передаете ход ребенку. Ребенок вытаскивает вторую карточку и придумывает продолжение. Затем снова Ваша очередь — берем третью карточку и продолжаем нашу историю. И так до 15- 20 карточек. Карточки выкладываем в ряд друг за другом слева направа. В заключении этапа ребенок сам может объединить картинки в общий сюжет.

Варианты проведения игры:

Эту игру можно проводить и с 2-3 детьми одновременно, сочиняя общую историю. А можно соревноваться: у кого история длиннее: у команды папы с мамой или у разновозрастной команды детей? Побеждает в игре тот, кто смог объединить наибольшее количество картинок. .

Раздел 2. Игры с карточками для детей: развитие речи

Речевая игра с карточками «Смешинки»

В этой игре малыши научатся согласовывать слова в роде, числе и падеже, а также учиться задавать вопросы и отвечать на них.

Вам понадобится для игры коробка с карточками (перемешайте в ней карточки на самые разные темы).

Как играть в игру

Первая игра. Вариант игры с карточками для группы детей

Ход игры:

Можно играть в паре и в группе детей.

Каждый ребенок с закрытыми глазами берет себе карточку, открывает глаза, рассматривает ее и прячет.

Ведущий задает игрокам вопросы:

— На чем ты приехал домой?

— Что ты сегодня ел на завтрак?

— Что тебе подарили на День рождения? и другие.

Игрок должен отвечать, используя слово со своей карточки.

Пример 1: у игрока карточка «окно». Тогда он отвечает так: «Я приехал на окне. Я ел на завтрак окно. На день рождения мне подарили окно».

Пример 2: Или может получиться такой смешной диалог. У игрока карточка — ведро.

— Из чего ты пьешь компот?

— Из ведра.

— На чем ты спишь?

— На ведре.

— Чем ты рисуешь рисунки?

— Ведром.

Вторая игра. Вариант игры «Смешинки с карточками» в паре «взрослый — ребенок»

Игрок с закрытыми глазами берет из коробки с карточками одну картинку. Открывает глаза, рассматривает ее и прячет от второго игрока. Например, у него оказалась карточка «синица».

Второй игрок задает вопрос: Чем ты поливаешь цветы? Игрок показывает карточку и отвечает с использованием своего слова (Я поливаю цветы синицей)

Получаются очень смешные диалоги, а по сути это грамматические упражнения, в которых ребенок упражняется в правильном согласовании слов в падеже, роде, числе.

После игры попросите ребенка навести порядок в карточках и найти каждой карточке «свой домик», то есть положить ее в нужную тематическую папку или коробку. Объяснить, почему эту карточку он положил именно в этот «домик» (почему он считает, что морковка — это овощ, черника — это ягода, берет — это головной убор и др).

Третья игра. Вариант игры с карточками в круге с группой детей

Какие карточки подходят для этого варианта игры: Изображены на карточках могут быть и старинные предметы (сундук, кочерга, понёва), и современные предметы и инструменты. Перед игрой уточните, чтобы дети знали эти предметы и могли объяснить, для чего они нужны человеку.

Шаг 1. Все встают в круг. По считалке выбирается ведущий, который встает вовнуть нашего хоровода. Каждый игрок с закрытыми глазами берет себе карточку.

Шаг 2. Ведущий ходит по кругу и по очереди всем игрокам задает разные вопросы. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, чтобы показать малышам образец диалога в этой игре. Затем эту роль смогут выполнять и дети.

Например:

— На чем ты сидишь?

— На кочерге! (показывает для проверки свою картинку)

— Чем ты причесываешь волосы?

— Паяльником (показывает свою карточку).

— Что ты ешь на обед?

— Вёдра (показывает карточку, на которой изображены вёдра).

Речевая игра с карточками «Да и нет»: учимся вести диалог

Эта игра с карточками может проводиться в трех разных вариантах и развивает связную речь детей.

Основной вариант игры с карточками «Да и нет»

Игра научит малыша задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог. В этом варианте в игру можно играть с пяти лети и старше.

Вам понадобится для игры: несколько тематических наборов карточек, которые нужно перемешать.

Ход игры: Возьмите коробку или красивый непрозрачный мешочек (пакет, папку). Ведущий игры должен спрятать в коробку (мешочек, папку, пакет) карточку, а игрок — отгадать, что спрятано. Ведущий может отвечать на вопросы только словами «да» и нет».

Сначала роль ведущего выполняет ребенок (или группа детей), а взрослый задает вопросы:

— Это живое?

— Это неживое?

— Это предмет?

Логика вопросов в игре: определить, живой объект или неживой, далее его назначение (это мебель, одежда, обувь, головной убор, электроприбор, транспорт, музыкальный инструмент, спортивное снаряжение?) и его внешние признаки. Затем назвать отгадку.

Облегченный вариант игры с карточками «Да и нет»

В этом варианте в игру можно играть и с младшими дошкольниками 3-4 лет.

Как играть:

Разложите карточки на столе (5-10 штук), и загадываем одну карточку из лежащих на столе. Карточки должны представлять предметы из разных групп (из разных наборов). Например: автобус, овца, свитер, берет, сапоги, ласточка, шкаф, стиральная машина, утюг, кастрюля.

Шаг 1. В едущий закрывает глаза или отворачивается. В это время игрок прячет под загаданную карточку цветной квадратик. Этот квадратик означает, что загадана именно эта карточка и служит проверкой.

Шаг 2. Ведущий начинает угадывать — задавать вопросы по порядку в такой последовательности:

— это живое / неживое?

— вопрос о назначении предмета (Этот предмет надевают на себя? На нем ездят?)

— особенности внешнего вида (цвет, форма, поверхность, детали)

— где находится картинка (эта карточка лежит справа от овцы? над карточкой с холодильником? и т.д.)

Сначала роль ведущего играет взрослый, затем — дети. Детям нужна будет помощь в виде наводящих вопросов и подсказок: «Узнай у меня про форму предмета. Спроси, где лежит отгадка» и другие подобные вопросы.

Тематический вариант игры с карточками «Да и нет»

Вам понадобится для игры один набор карточек на одну тему, например, Перед игрой рассмотрите внимательно каждый гриб, назовите с ребенком форму и цвет шляпки, ножки, характер поверхности гриба, для чего он используется людьми, съедобный он или ядовитый.

Затем ведущий загадывает один гриб (прячет эту карточку), а игрок или игроки должны угадать, что это за гриб, задавая вопросы: «Это гриб растет в хвойном лесу? У него коричневая шляпка? У него белая ножка?».

Задавать вопросы в последовательности Вам поможет схема гриба» из статьи про речевые игры для детей.

Также можно поиграть и с комплектами карточек на другие темы, закрепляя представления ребенка об окружающем мире, уточняя их и развивая в этой игре логическое мышление и связную речь. Ведь чтобы загадать и отгадать, нужно многое знать по этой теме.

Речевая игра с карточками «Угадай, кто я»

Вам понадобятся для игры наборы карточек: животные, фрукты, птицы, насекомые, овощи и любые другие. Карточки перемешиваем и вкладываем в коробку.

Ведущий в игре выбирает с закрытыми глазами карточку и превращается в этот объект. Его — задача — рассказать о себе кратко так, чтобы слушатели отгадали, в кого он превратился.

Например, может получиться такой диалог:

— Я сделан плотником из дерева.

— Ты превратился в стол?

— У меня есть сиденье.

— Ты превратился в табурет?

— Нет. У меня есть спинка.

— Это стул!

Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем — ребенок.

Если игрок угадал — то он становится ведущим игры, если нет — то продолжает играть в роли игрока.

Можно провести другой вариант игры — когда игрок должен рассказать о своей новой роли в пяти предложениях так, чтобы его роль отгадали. Это вариант игры для детей с очень высоким уровнем развития речи.

В этой игре можно превращаться не только в животных и птиц, но и в неживые предметы. И можно вводить также элементы театральной педагогики — показывать жестами предмет.

Раздел 3. Игры с карточками для детей: игры для самых маленьких

Требования к карточкам для маленьких детей

— Картинки для самых маленьких должны быть очень простыми и легко узнаваемыми ребенком.

— Изображения выделяются контуром — так они легче различаются детьми.

— Используются чистые цвета.

— Лучше, чтобы в картинка была без лишних деталей, которые усложняют ее узнавание ребенком и отвлекают малыша от главных признаков.

— Карточки должны быть напечатаны на плотном картоне без острых углов (безопасны для маленьких детей).

Для детей раннего возраста (до трех лет) очень нужны картинки с разным изображением одного и того же предмета:

— например, мяч футбольный, мяч лоскутный, мяч вязаный, мячи разных цветов и размеров.

— или разные курочки на карточках: курочка настоящая на фотографии, сказочная курочка — иллюстрация к потешке, курочка — глиняная игрушка, курочка — резиновая игрушка, курочка из пластилина.

Такой ряд карточек нужен, чтобы малыш научился выделять самые главные признаки этой птицы и чтобы развивались первые умения самостоятельного обобщения (мыслительной операции).

Также нужны карточки с картинками, на которых изображены разные действия. Например: мишка спит — девочка спит — ляля спит- зайка спит — киска спит — собачка спит. Можно делать такие картинки — карточки самим, фотографируя игрушки ребенка и домашних животных и распечатывая свои фото. Этот ряд карточек также способствует развитию у ребенка элементарного обобщения (обратите внимания: не запоминания того, что сказал взрослый, а самостоятельного обобщения ребенком главных признаков).

Как мы знакомим маленьких детей с карточками

Маленьким деткам мы даем картинки на время их рассматривания со взрослым, а затем убираем их на полку. Приучаем аккуратно относиться к картинкам — не рвать их, не мять, не ходить по ним.

Малыш второго года жизни может рассматривать с Вами карточки от 2 до 10 минут. При этом мы называем предмет, изображенный на карточке, его признаки, части, действия с данным предметом. Привлекаем ребенка к активным действиям с карточками: где, найди, принеси, возьми, дай маме, спрячь, найди, покажи, покажи пальчиком.

С малышом третьего года жизни уже можно использовать тематические наборы карточек для рассматривания. Темы для игр и обсуждения с ребенком выбираем те, которые близки жизненному опыту ребенка: фрукты, овощи, посуда, мебель, игрушки, обувь, головные уборы, одежда, транспорт.

Как проводить игры с карточками по возрастным этапам развития малыша:

От 1 года до 1 года 3 месяцев. На этом этапе используются карточки, на которых предмет расположен в статическом положении (не двигается). Д ля ребенка подходит игра с 1-2 картинками. Задача такой игры — узнавание малышом изображенных на карточках предметов: «Где кошка? Покажи», «Где петушок? Найди петушка. Где собачка? Найди собачку», «Дай мне петушка. Дай мне собачку»). Когда ребенок начнет легко выполнять задание с двумя картинками, можно постепенно увеличивать их количество до шести — восьми картинок в одной игре к полутора годам.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев — малыш уже может рассматривать во время одной игры 3-4 карточки. На карточках должны быть изображены два похожих предмета и один контрастный им. Например: грузовая машина, легковая машина и кошка. Или кошка рыжая, кошка белая и собака. Задача ребенка — узнать предметы на картинках.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев. В этом возрасте мы используем игры с карточками, на которых изображены действия (мишка, зайка, кукла ест, спит, играет, моется, танцует и другие). Задаем вопросы: «Кто это? Что делает? Где кукла Ляля спит?» (ребенку в ответ на наш вопрос нужно найти из трех картинок названную взрослым — ту картинку, на которой изображена спящая куколка).

Сначала взрослый комментирует то, что нарисовано на картинке и сам называет, кто и что делает. При втором предъявлении картинки можно уже спросить малыша: «Что делает девочка? Что делает киска?».

На этом возрастном этапе используем карточки не только для узнавания предмета, но и для развития обобщения:

а) картинки с действиями для развития обобщения . Например: девочка пьет (за столом из чашки чай), мишка пьет (мишка пьет по-другому — он держит в лапках бочонок), киска пьет (из миски), птичка пьет (водичку из лужицы). Все они пьют по-разному, но это одно действие — «пить».

б) предметные картинки для развития обобщения. Это картинки одного и того же предмета из разных материалов и разных размеров (фотография куклы, рисунок куклы, деревянная кукла, резиновая кукла, пластмассовая кукла, куклы в разных нарядах, кукла большая и кукла маленькая). Все куклы на карточках разные -но называются они одним словом — «кукла». И ребенку надо обобщить существенные признаки такого предмета как «кукла» в отличие от других знакомых ему вещей, чтобы узнать куклу на картинке независимо от ее цвета, размера или одежды.

Это гораздо более высокий уровень развития мышления ребенка, чем задание малышу просто запомнить карточку, которую многократно ему показывает и называет взрослый.

От 1 года 9 месяцев до 2 лет. Наряду с предметными картинками на карточках с этого возраста можно рассматривать с малышом и сюжетные картинки — карточки (дети кормят птиц зимой, дети играют во дворе, кошка с котятами и другие). Называть: Кто это? Что делает? Что держит в руках? И предлагать малышу послушать коротенький рассказик по этой картинке из 3-5 простейших предложений, который Вы ему расскажете по ней.

Варианты игр с карточками для маленьких детей

Игра 1. Где? Составляем пару: реальный предмет и его изображение на карточке

Нам понадобятся для игры: реальные предметы и карточки с их изображением (например, карточка «мячик» и мячик настоящий, карточка «кукла» и кукла настоящая).

Как провести игру: Показываем ребенку реальный предмет и называем его: «Это мячик», даем малышу его потрогать и обследовать. И убираем предмет (например, кладем в непрозрачную коробку с крышкой). Спрашиваем загадочным голосом: «Где мячик?» Малыш ищет. Достаем из коробки не предмет, а картинку с мячом: «Вот мячик! Это мячик!» Прячем снова неожиданно картинку за спину и спрашиваем: «Где мячик?». Делаем паузу, чтобы малыш успел отреагировать на наш вопрос. Снова достаем картинку и предмет и кладем их рядом друг с другом: » Вот мячик (настоящий). И это мячик! (показываем на картинке)».

В следующих повторениях игры сразу же даем малышу картинки и просим принести к каждой картинке парный предмет, найдя предмет в комнате. Например, даем малышу карточку «мячик». И спрашиваем: «Где еще мячик?». Малыш ищет в комнате мячик, приносит его и кладет рядом с картинкой.

Игра занимает не более 2 минут за один раз. Если у ребенка есть интерес к игре- то можно ее продолжить примерно до 5 минут. Игру заканчиваем, когда у ребенка есть интерес к ее продолжению, а не тогда, когда он уже устал.

Игра должна проводиться весело, как игра в прятки с картинками и предметами, а не как учебное занятие по запоминанию карточек.

Игра 2. Не перепутай

Начальный уровень задания. Сначала эту игру мы проводим с карточками, на которых изображены контрастные друг другу объекты, например: чашка, кукла и киска (три объекта).

В начале игры знакомим малыша с каждой картинкой в отдельности. Затем выкладываем все три картинки в ряд и просим показать: «Где киска? Покажи киску. А где кукла ляля? Покажи лялю!» и убеждаемся, что он хорошо отличает картинки друг от друга.

Варьируем разные картинки в этой игре. Варианты варьирования:

Вариант 1. К двум хорошо знакомым картинкам прибавляем третью — новую.

Вариант 2. Используем разные изображения одного и того же объекта. Например, в первой игре используем карточку — фото кошки, в следующий раз возьмем другую карточку — нарисованная кошка, в третьей игре у нас будет картинка игрушечной резиновой кошечки, в четвертой — картинка кошки, вылепленной из пластилина. Это всё кошка, хотя она очень разная! И малышу нужно выделить главные признаки этого животного и его отличие от других животных и других игрушек. чтобы узнать кошку на картинке. А не просто запомнить карточку и как ее называет мама.

Вариант 3. Более сложный уровень задания. Когда малыш научится отличать контрастные картинки, мы учим ребенка отличать похожие картинки. Пример ряда картинок для узнавания: Где киса (представлены кошка, собака и коза). Или где курочка ко-ко-ко? (представлены гусь, курица и цыпленок).

Игра 3. Разные картинки.

Задача игры. Это также игра не только на развитие речи, но и на развитие обобщения у малышам.

Вам понадобятся для игры цветные карточки и парные к ним картинки- раскраски. Например, фотография уточки на карточке и картинка такого же размера, на которой изображена раскраска — уточка. Такие же пары составляем для других игрушек: мяч цветной на карточке — мяч в раскраске. Кукла на карточке — кукла в раскраске. И так далее.

Как поиграть с карточками: Сначала покажем цветную картинку и расскажем про данное животное (хорошо, если Вы зачитаете малышу текст Е. Чарушина или К. Ушинского с яркими образными словами).

Например, показываем картинку с петушком и говорим текст (в основе — текст К. Д. Ушинского): » Это Петя — Петушок. Вот какой! Ходит по двору Петя — петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка (показываем на рисунке). Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры (показываем на рисунке). Вот какой петя — петушок! Петушок кричит ку-ка-ре-куууу!»

После этого показываем ребенку картинку — раскраску и спрашиваем: «А это кто?»

Познакомив ребенка с раскрасками, даем ему задание — найти к каждой картинке — раскраске цветную карточку: «Где еще петушок? Положи сюда карточку. Вот так. Вот петушок. Как он кричит? Кукареку!»

Когда малыш чуть подрастет, можно будет составлять аналогичные пары из карточек: мамы и малыши (детеныши животных), большой — маленький, один- много.

Игра 4. Кого (чего) нет.

Вам понадобятся карточки с односложными и двухсложными словами: лиса, коса, юла, часы, баба, деда, мама, туча,гусь, мяч, ляля (кукла), киса, коза, мак, дом, лук, кот, конь, пёс, сок, лес, мяч, дым. Для детей постарше можно брать карточки с более сложным содержанием: киви, бобы, пони, маки, мята, лёд, лось, фен, купе (шкаф-купе), лён, мука, желе и другие подобные.

Как играть:

Сначала для этой игры берем 3-4 картинки, затем их количество увеличиваем до 5-6 карточек.

Выложите перед ребенком 6 карточек. Назовите каждую из них: «Где коза? Найди козу. Вот коза! Давай скажем вместе: ко-за! «

Затем малыш отворачивается, а мы прячем одну карточку. Малыш поворачивается и угадывает, кого (чего) нет: «Нет бабы» (или отвечает одним словом «баба», если ему еще сложно сказать простое предложение из двух слов).

Игра 5. Принеси картинку

Взрослый с малышом рассматривает три карточки и называет их. На столике в этой же комнате выложен еще один такой же набор картинок. Взрослый просит малыша принести такую же картинку со столика: «Где еще конь? Принеси картинку». Малыш находит коня среди других картинок на столике и приносит. Вот конь!

Сначала мы выкладываем для малыша на столике три картинки на выбор, из которых ему нужно выбрать заданную карточку. Потом можно менять картинку (например, на столе выкладывать другое изображение коня — конь другого размера, цвета, нарисованное изображение вместо фотографии).

Игра 6. Игра с карточками «Перебежки»

Игра 7. Найди и отдай

Выложите в коробку карточки, с которыми уже знаком Ваш малыш и названия которых он уже хорошо запомнил. Вечером, когда вся семья в сборе попросите его найти в коробке карточку: «Где лиса?». Когда малыш найдет картинку, попросите его отдать ее папе или бабушке или дедушке: «Вот лиса! Дай деде (папе, маме, бабе)». Игра развивает понимание речи у маленького ребенка.

Аналогично можно играть и с игрушками, отдавая найденные карточки им: «Вот мёд! Дай мишке (дай ляле, дай зайке)».

Раздел 5. Игры с карточками для детей: развитие внимания, восприятия, памяти

Игра с карточками «Сундучок»

Вам понадобятся для игры: непрозрачная коробка с крышкой или сундучок (например, красивый картонный сундучок из-под новогоднего набора конфет).

Как играть: покажите ребенку 6-10 карточек из одного тематического набора. Например, карточки птиц. Рассмотрите и навозите каждую птичку, обсудите, чем они друг от друга отличаются и чем похожи. Постарайтесь запомнить, что нарисовано на карточках.

Затем ребенок закрывает глаза, а Вы прячете в сундучок три карточки. Ребенок открывает глаза и угадывает, что за карточки лежат в сундучке.

В следующей игре мы меняем часть карточек для игры — добавляем новые.

Если ребенок легко угадывает, то можно прятать в сундучок пять карточек.

Игра с карточками «Раз, два, три — внимательно смотри»

Вам понадобятся для игры несколько парных комплектов карточек. Нужно, чтобы в них были одинаковые предметы, но по-разному изображенные. Например, первый набор карточек — фото домашних животных. Парный второй набор карточек — нарисованные изображения домашних животных.

Как играть. Взрослый быстро показывает карточку из своего набора и говорит очень быстро: «Раз — два — три — внимательно смотри!». Тут же убирает карточку. Детям нужно быстро найти на столе среди разложенных карточек парного набора аналогичную картинку и ее назвать. Побеждает тот, кто быстрее ее нашел среди всех выложенных на столе картинок.

Игра с карточками «Понятия»

Вам понадобятся разные тематические наборы карточек. Выложите перед ребенком четыре предметные картинки. Три из них — однородная группа и относятся к одному понятию. Четвертая — лишняя. Ребенку нужно найти лишнюю карточку и убрать ее, а также объяснить, как назвать оставшиеся картинки одним словом и почему их можно объединить в одну группу (транспорт, деревья, кустарники, перелетные птицы и другие понятия).

Примеры задания:

— Яблоко, груша, слива, тарелка.

— Чашка, ложка, вилка, очки.

— Роза, василек, ромашка, береза.

Игра с карточками «Классификация карточек»

Выложите перед ребенком карточки из 3-6 наборов, перемешав их друг с другом.

Задача — рассмотреть все картинки и разложить их на группы. Назвать каждую группу словом (это профессии, это овощи, это домашние птицы, это животные Африки и т.д.). После того, как ребенок объединит все карточки в группы, нужно попросить его объяснить, почему он положил все эти картинки в одну группу и что между ними общего.

Можно вводить в набор картинок для игры провокационные картинки — которые нельзя отнести к какой-либо группе или объединить с другими картинками.

Игра с карточками «Что изменилось»

Выложите перед ребенком ряд карточек. Назовите их и рассмотрите вместе с малышом. Затем пусть малыш отвернется, а Вы внесите изменения в этот ряд, например, можно добавить картинку, или наоборот, убрать картинку, поменять картинки местами. Когда всё готово, малыш открывает глаза и пытается догадаться, что изменилось. Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игра с карточками «Угадай по части»

Выложите перед ребенком ряд карточек, например, карточки на тему «Кочующие птицы». Рассмотрите внимательно всех птичек — чем они похожи, чем отличаются, как их можно узнать, почему они называются «кочующие». Затем малыш отворачивается, а взрослый в это время берет одну карточку и закрывает ее плотным белым листом картона так, чтобы была видна только часть изображения. Малышу нужно догадаться, что это за карточка. Остальные карточки при этом закрыты и не видны.

Если ребенку трудно догадаться, то можно чуть приоткрыть изображение так, чтобы была видна часть туловища, клюв, крыло или другая яркая особенность данной птички.

В игру можно играть с любым тематическим набором карточек.

Игра с карточками для развития памяти «Помоги Незнайке»

Выложите перед ребенком 6-7 пар картинок, связанных по смыслу. Например, рыбак — сети, мыло — мочалка, заяц — морковка, дед мороз — снежинка и так далее. Картинки нужно перемешать.

Расскажите ребенку, что Незнайке в школе задали запомнить эти предметы, а он не может и не знает, как выполнить это задание. Ребенку нужно разложить все карточки парами по смыслу, запомнить пары. Затем мы закрываем карточки листом плотной бумаги или плотным платком, а малыш пытается назвать те пары, которые он запомнил. Если он называет пару — то он ее получает. Считаем, сколько картинок ему удалось у нас выиграть в этой игре.

Если ребенок легко запоминает 6 пар предметов, то можно увеличивать количество картинок в игре.

Игра с карточками «Шапка — невидимка»

Вам понадобится плотный лист бумаги с нарисованной на нем шапкой- невидимкой. Кладем на стол карточки, закрываем их листом бумаги — нашей «шапкой — невидимкой». Поднимаем лист с шапкой-невидимкой и считаем до трех показывая ребенку карточки. Затем шапка — невидимка опускается, и картинки становятся невидимыми. Ребенку за три секунды надо запомнить карточки. Когда шапка- невидимка снова закроет карточки — малыш их называет.

Игра «Восстанови порядок»

Вам понадобится 10 карточек, разложите их на столе или на полу в случайном порядке. Предложите ребенку запомнить их расположение (за 15 — 20 секунд). Затем малыш отворачивается, а взрослый меняет картинки местами. Ребенку нужно расставить картинки, восстановив порядок.

Раздел 6. Скачать карточки для игр с детьми без регистрации

Вы можете скачать карточки и картинки для игр с детьми бесплатно на нашем сайте «Родная тропинка» и в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы».

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету (KoroBoom , My-shop )

и карточки для обучения чтению (KoroBoom , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по большому комплекту «Вундеркинд с пеленок ». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .

Развивающие карточки для детей – это отличный обучающий материал. Но не стоит махать ими перед ребенком, намного интересней играть с ними. Сегодня я расскажу в какие развивающие игры мы играем, затем дам ссылки на материал, который у нас в обиходе в последние пару месяцев. Самые главные принципы, которые я соблюдаю – игра должна быть не только познавательной, но и приносить второстепенную пользу. Это может быть физическая активность, логопедическая гимнастика или повторение давно пройденного материала в интересной для ребенка форме. Уверена, что в данной статье вы найдете много полезного и интересного для развития ваших детей.

На этой фотографии моему малышу 1 год 3 месяца

  1. Предисловие
  2. Описание 9 игр
  3. Материал для скачивания на французском
  4. Материал для скачивания на английском

Здравствуйте, уважаемые читатели блога . Я часто пишу, что моему сыну нравятся развивающие карточки и он с удовольствием с ними играет. Думаю мой ребенок такой не единственный. Уверена, что и другие детки тянутся к разного рода карточкам. Сейчас Александру 3 года 7 месяцев, в последние полгода он может занять себя на 15-30 минут в самостоятельной игре. И если это не машинки, то обязательно карточки.

Казалось бы, зачем придумывать что-то, если он сам может достать их, поиграть и сложить обратно? Тем не менее любой ребенок с бОльшим интересом поучаствует в игре с любимым объектом. Еще одна причина для организации совместных игр – мой сын всё еще предпочитает меня в качестве зрителя. То есть, он раскладывает, играет, а маму из вида не упускает. А если я присяду рядом, то сразу спросит: “Мамочка, ты хочешь поиграть со мной?”.

Буквально неделю назад проснулся мой сыночек со словами: “А где наш плакат с грибами?”. Мы обыграли грибы по второму кругу несколько месяцев назад и я с облегчением сняла плакат, чтобы у меня освободился кусок стены. В то утро мы позавтракали, поиграли, позанимались и я ушла готовить обед, а Александр сам нашел себе занятие:

  • Сам достал развивающие карточки о грибах;
  • сам выбрал какие хотел;
  • сам себе их начал читать.

Когда он прочитал почти все (они на видео лежат на диване перед ним), я всё же оторвалась от плиты и подошла с камерой. Конечно Александр меня заметил, но это его совсем не смутило.

Развивающие карточки – игры

1. Как можно не просто выучить алфавит, а действительно запомнить какая буква идет за какой? Понадобятся развивающие карточки “Алфавит”. Раскладываем их на полу и убираем 3-5 букв. Эти 3-5 карточек отдаем дитю, заранее перемешав их. Включаем музыку и ребенок бегает вокруг алфавита. Как только музыка замолчала, он должен правильно расставить буквы, которые у него в руках. Игру можно проводить много раз, убирая всё новые буквы. Пока у ребенка есть настроение и желание можно играть.

Я музыку не включаю, напеваю любую мелодию, при этом держа свисток в руке. Как только заканчиваю напевать и раздается сигнал свистка, Александр раскладывает недостающие буквы. Раз уж решила писать об этих играх, то выложу совсем уж домашнее видео. Оно спонтанное, сняла я его в одно из воскресений – наш английский день. Александр совершенно неожиданно запел, я подхватила, в общем ребенок и ножки размял и голосовые связки.

В тот день он достал свои пазлы с алфавитом, которыми мы пользовались, когда только начинали изучение английского (в три года). И, чтобы сын не просто их соединял, а была какая-то польза, я предложила ему поиграть.

2. Еще одна игра с алфавитом. В любую емкость, открытую или в виде мешочка, складываем карточки со словами. А в другой стороне на полу или ковре выкладываем алфавит. Ребенок запускает руку в емкость и вытаскивает одно слово. Если малыш читающий, то он прочитывает и находит соответствующую букву алфавита, с которой это слово начинается. Если не читающий, тогда родитель называет слово, а ребенок находит букву. Мне кажется эта игра может вызвать интерес у детей, которые занимаются по комплекту “Чтение с пеленок”.

3 . Берем развивающие карточки, например фруктов или овощей, да любой еды. В игре должны участвовать двое, так как у Александра нет братьев и сестер, я его напарник. Он выбирает любую карточку, а я поворачиваюсь к нему спиной. Ребенок пытается мне объяснить наводящими предложениями что на ней изображено. Например “яблоко” – может быть зеленое, красное, желтое, оно сочное, из него делают сок, с него снимают кожуру перед едой и т.д. Или “кекс” – он сладкий, его готовят в духовке, можно добавить в него изюм или орешки и т.д. Затем меняемся.

Это важно, чтобы ребенок слышал как играет более опытный напарник! Так он сам незаметно научится. Как вы понимаете, в этой игре развивается словарный запас. Мы играем в нее на английском. еще не доросли.

А в последний раз мы играли в эту игру с чем бы вы думали? С набором 100 цветов от компании Умница. Мы прошли этот комплект давно, но вижу порой, что информация о цвете забывается. Разделила я весь материал на оттенки, взяли только красные и начали по очереди наводящие вопросы задавать. Так с удовольствием повторили давно пройденный материал.

4. В основном все развивающие карточки имеют картинку и слово, то есть сделаны не по Доману. Но ведь мы “мамочки очумелые ручки” и можем сделать всё сами.

Так вот, например ваш ребенок учит части тела на испанском. Делаем одну карточку с картинкой, а другую со словом, которое обозначает эту картинку. Выкладываем все вниз лицевой стороной и переворачиваем по две. Если к ребенку попали картинка – нос и слово – нос, то он забирает их себе, если нет, то оставляет для вас. Другими словами это игра Мемори, но в ней нужно соединить картинку со словом, что дает ребенку не только знание названий, но и практику чтения. Думаю, что понятно, выигрывает тот кто собрал больше пар.

5. Не забываем об азах, помните как летали, прыгали по карточкам “Чтение с пеленок”? Если ваш учебный материал ламинирован, то можно сделать “мостик” через “реку”, по которому ребенок должен перепрыгнуть на другой берег. При каждом прыжке он называет карточку.

6. Вам нужно распечатать и вырезать рыбу среднего размера. На полу протяните липкую ленту на два метра, по цвету отличающуюся от пола. Ребенок становится с одного конца, родитель с другого. Взрослый показывает карточку и ребенок должен ее назвать правильно. В этом случае для малышей можно выбрать развивающие карточки с картинками, а для детей постарше со словами. Если получилось прочитать слово или назвать предмет, то ребенок может подуть на рыбку, чтобы она “проплыла” по реке. Когда рыбка подплывает к родителю, значит что ребенок выиграл. Думаю, что не нужно говорить о важности .

7. Если ваш малыш позволяет завязать ему глаза, то сделайте это, если нет, то пусть он их закроет. Родитель делит учебный материал поровну и раскладывает стопочки в каждый из четырех углов комнаты. Ребенок стоит посередине комнаты и мама начинает его раскручивать, в то время как тот считает до десяти (развитие ). Мама старается крутить ребенка так, чтобы он остановился лицом к одному из углов. Малыш забирает карточки из данного угла, родитель их называет или он их читает сам. Игра продолжается раскручиванием в другую сторону…и заканчивается, когда карточки из всех углов забраны.

В последний раз мы играли в нее с “роботами-эмоциями”, на которых будет ссылка ниже. Обсудили все эмоции на английском. Столько интересного я узнала о своем ребенке задавая вопросы: “Как ты думаешь почему робот грустный?”, “А что тебя делает грустным иногда?”. И так обо всех эмоциях – веселый, испуганный, гордый.

8. Отличная практика для постановки вопроса. Родитель показывает на какую тему будет игра. Затем малыш отворачивается, а взрослый выбирает одну карточку и держит ее лицевой стороной к себе. Ребенок задает вопросы: “Is it a dog?”, “Is it a ball?”, “Is it a book?” и т.д. Если дитя угадывает объект, то забирает ее себе. Теперь родитель должен задавать вопросы о выбранном ребенком объекте. Помните о важности смены ролями – вы подаете правильный пример незаметно обучая.

Мы играли в эту игру с объемными . Сначала конечно подобрали предметы из обихода к каждой карточке, а потом задавали друг другу вопросы.

9. Тема животных. У родителя развивающие карточки с животными и он заранее договаривается, что ребенку будут даны 3 подсказки для каждого объекта. Например: у него по 5 пальцев на передних лапах, он очень сильный, на его шкуре есть полоски. Кто это? Конечно же тигр!

Ребенок может угадать с первой подсказки или с третьей. Если не угадал, то отложите до следующего раза не показывая карточку ребенку. Пусть он подумает о подсказках, в следующий раз у него обязательно получится.

Скачать развивающие карточки: обзор со ссылкой

Теперь я поделюсь с вами разнообразными ссылками для скачивания материала. Если вы учите ребенка английскому или французскому языкам, то собранные мною карточки обязательно помогут вам в интерактивных занятиях. Как мой сын изучает языки, а также о билингвизме у детей вы можете прочитать в статьях определенных рубрик, которые расположены в правой колонке блога. Вот , советую после ее прочтения перейти в комментарии. Там родители делятся своим опытом и получают ответы на вопросы.

Итак, начнем. Неужели вашему ребенку не понравятся вот эти математические картинки? А если применить игры описанные выше?

Чтобы скачать, нажмите на Numbers 1 to 10 Flash Cards – A4, перейдя на Mr.printables

Учебный материал на французском

Фрукты на французском языке даются на странице вместе с видео и правильным произношением каждого слова в голосовой записи. Чтобы скачать, нужно сделать клик прямо на картинку.

К сожалению данный сайт закрылся. Поэтому ниже я даю ссылки для скачивания тех карточек, которые сохранились у меня.

Овощи на французском языке. Скачать .

Сладости на французском языке

Мама моя дорогая! После их изучения мужу пришлось отвезти нас в лучшую кондитерскую города, так как на меньшее мы не были согласны. Я никогда не видела Александра уплетающим такое количество сладостей. Сходили, поели, успокоились.

Скачать бесплатно .

Алфавит на французском языке

Французский алфавит очень нежный, все краски умиротворяющие. Скачать его можно на сайте Mr. printables

Признаки природы

Учебный материал на английском

Алфавит на английском языке

Я не могу себе представить человека, который не влюбился бы в это произведение искусства, но вот беда, на сайте дается ссылка на материал в половину спичечного коробка или в огромном размере для оформления детских комнат. Поэтому для того, чтобы появился учебный материал правильного размера, пришлось редактировать вручную каждую картинку. Взято на сайте Rookno17 . А скачивать даю мою ссылку с отредактированным материалом.

А может быть вам нравятся более четкие очертания минималиста? Тогда вам сюда .
В этом алфавите что мне понравилось, так это слова, которые редко используются в английских карточках.

А вы знали, что из развивающих карточек можно сделать вот такие замечательные картины для детской комнаты?

Флаги для детей

Вы уже выучили с ребенком ? Или всё никак не соберетесь? В любом случае думаю, что вам будет интересна вот такая идея. Распечатываем 100 флагов, они все подписаны, так что не бойтесь, если вы не знаете страны которой принадлежит флаг. И украшаем дом или детскую комнату. Ребенок просто от неожиданности таких гирлянд будет интересоваться ими. Скачиваем на Mr.printables . Для желающих распечатать подобные флаги на русском языке, даю эту ссылку .

Эмоции

Совершенно замечательные развивающие карточки на английском языке, хотя мало, всего 8. Выше я описала как мы с ними играли. Качаем .

Геометрические фигуры

Ну и самые любимые развивающие карточки моего сына – геометрические фигуры, если конечно не считать с числами Зайцева . Сначала плоские фигуры .

Затем объемные

На сегодня дорогие друзья, у меня все. Уверяю вас, что развивающие карточки для детей являются полезным материалом. Самое главное не смотреть на них как на скучный объект обучения. Играйте в описанные мною игры, придумывайте свои исходя из интересов ваших детей. И делитесь придуманными играми в комментариях. Мне будет приятно если вы поделитесь моей статьей в соц. сетях. Пожалуйста, не копируйте текст целиком, лучше воспользуйтесь кнопками ниже.

 

Возможно, будет полезно почитать: