Взаимодействие доу и семьи в рамках реализации фгос до. Сотрудничество с родителями в условиях реализации фгос до Формы взаимодействия с родителями в детском саду по фгос

Детский сад - первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Коллективные формы:

Конференции;

Круглые столы;

Индивидуальные формы:

Заочные консультации - ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Записи бесед с детьми;

Фотографии;

Выставки детских работ;

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен - это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Контрольные для родителей;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Это

Учет индивидуальности ребенка

воспитании ребенка,

У

В .

В

Важные моменты:

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Просмотр содержимого документа
«ФГОС- формы работы с родителями.»

Формы взаимодействия ДОУ и семьи,

изменение форм взаимодействия с родителями

в соответствии с требованиями ФГОС.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Коллективные формы:

Родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;

Конференции;

Круглые столы;

Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.

Индивидуальные формы:

Педагогические беседы с родителями;

Тематические консультации (проводятся специалистами);

Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей;

Посещение семьи ребенка;

Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-информационные формы:

Записи бесед с детьми;

Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

Фотографии;

Выставки детских работ;

Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям.

Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые 3-4 раза в год и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые конференции, консультации, «Круглые столы» и др.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить и лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. В то же время, собрания, как общие, так и групповые оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это также дает недостаточный результат.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами,

Таким образом, анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего, оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей.

В настоящее время российское дошкольное образование переживает переломный период. Повод для грядущих перемен – это изменения в законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:

- «Круглый стол» по любой теме;

Собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

Интервью с родителями и детьми на определенные темы;

Тематические выставки;

Консультации специалистов;

Устный журнал для родителей;

Семейные спортивные встречи;

Почта и телефон доверия;

Конкурс семейных талантов;

Семейные проекты «Наша родословная»;

Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

Контрольные для родителей;

Аукцион секретов воспитания;

Портфолио семейного успеха;

Родительская гостиная.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Учет индивидуальности ребенка . Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

В озможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье .

В озможность учета типа семьи и стиля семейных отношений , что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Важные моменты:

Все материалы для ознакомления должны быть эстетически оформлены;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее решения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, навыки и педагогические достижения.

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

«Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФГОС»

(из опыта работы)

Старший воспитатель

Н.А. Соломенникова

МДОУ «Брусничка»

п. Тубинский

Усть-Илимский район

Впервые в истории дошкольное образование стало самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной социально развитой личности.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» ст. 64 «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
в ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьей, и является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
обеспечить открытость дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с ее реализацией.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие задачи:
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование «Что вы ожидаете от сотрудничества с ДОУ», которое помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, которые отходят на второе место в первую очередь, активно используются новые формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме
- тематические выставки по итоговым дням, совместным проектам, праздникам.
- по запросам родителей консультации специалистов (психолога, логопеда, инструктора ФИЗО, медсестры, муз. руководителя) по интересующим их вопросам
- семейные спортивные встречи в которых принимают участие и папы стали интересными не только для родителей, но и для детей;

Открытые занятия для просмотра родителей;

Детско-родительский клуб «Содружество» на протяжении 4 лет является эффективной, интересной и необходимой формой сотрудничества. Заседания клуба помогают сплотить родителей и детей разных групп, помогают в создании атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

– оздоровительный клуб «Крепыш» который проводится совместно с фельдшером Тубинской врачебной амбулатории 1 раз в квартал помогает решать вопросы оздоровления детей и укрепления их здоровья. совместные походы в лес на экскурсии

День открытых дверей, где родители вовлечены в проведении образовательной деятельности с детьми совместно с воспитателями

Еще хочется отметить, что вошло в практику и является успешным привлечение родителей к проведению праздников, утренников, где родители являются участниками сценария.

Газета «»Брусничкины новости», в которой для родителей предоставляется много полезной информации по оздоровлению детей, их развитию и воспитанию, а также родители узнают все новости детского сада;
- сайт ДОУ
А в этом году хотим ввести еще одну форму - конкурс семейных талантов.

Для родителей важно индивидуальное внимание к каждому ребенку, доброжелательность.

Немаловажное значение здесь играют зрительные (наглядные) подтверждения внимания к ребенку – оформление информации на стенде для родителей:

1. Высказывания детей в рубриках :

  • «Какие мы разные»;
  • «Говорилки»;
  • «Устами младенца».

2. Достижения каждого ребенка в виде персональных, стилизованных значков (ладошки, фигурки детей, кораблики и т.п. – ежедневные записи родителей и воспитателей о новых приобретений ребенка):

  • «Я умею!»;
  • «Я могу»;
  • «Я люблю»;
  • «Вот чему я научился!»

3. Персональные листы («Про меня») с развернутой информацией о каждом ребенке, оформленные родителями совместно с детьми (могут быть помещены на лестничных клетках, на стенах коридоров, прилегающих к группе).

4. Записи вопросов, высказываний, рассуждений детей о том, что их интересует, тревожит, занимает.

5. Информация об умениях, достижениях, интересах детей, полученных в ходе наблюдений.

6. Дни рождения каждого ребенка, стилизованные по сезонам или знакам зодиака.

7. Плакаты ко дню рождения («Звезда недели», «Наша звездочка»), где помещено интервью с ребенком, пожелания детей, родителей, воспитателей.

8. « Мы вас ждем! » - график на месяц, ориентирующий членов семьи ребенка на участие в работе группы.

9. Объявления для родителей.

На шкафчиках для одежды :

плакетки с именами ребенка и именем – отчеством родителей (фотография, рисунок-автопортрет)

Много различных форм работы с родителями апробировано. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось такой большой проблемой. Теперь обстановка иная. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Каковы же критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей? .

Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.


саглара ачирова
Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС

С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.

В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями . Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

В нашем ДОУ мы стараемся вести работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольным учреждением, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад тесно взаимосвязаны между собой, что даёт ребёнку определенный социальный опыт.

Современные родители образованы , обладают широким доступом к научно - методической литературе из области педагогики. Однако, не смотря на все, испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приемов.

Мы всеми возможными способами объясняем родителям , что дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагога. Очень важен принцип взаимопонимания между детским садом и семьёй.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями , используя разные формы работы :

родительские собрания

Мастер-классы

Дни открытых дверей

Совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках

Организация совместной трудовой деятельности

Наглядное оформление стендов , уголков, фотовыставки

Консультации по интересующим родителей вопросам

Анкетирование

Индивидуальные беседы и др.

Перед нами поставлена цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для эффективной работы с родителями в новых условиях , необходим анализ социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы используем наиболее распространённый метод изучения семьи : проводим анкетирование, личные беседы, наблюдения, которые помогают нам правильно выстроить работу с родителями , сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Метод анкетирования позволил нам собрать данные, интересующие нас как педагогов о потребностях каждой семьи, о проблемах воспитания и развития ребенка, возникающих в семье. Что позволило учесть ее индивидуальные особенности, и др. Анкетирование мы проводим в начале учебного года, в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и в дальнейшей своей работе .

Проводя консультации, отвечая на вопросы родителей , стремимся дать квалифицированный совет.

Ведём и наблюдение как метод изучения семьи. Мы заранее определяем, с какой целью, когда, в какой ситуации нужно наблюдать родителей , их взаимодействие с ребёнком. Обычно это бывает в часы утреннего приёма и во время ухода ребёнка из детского сада. Если внимательно наблюдать в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребёнка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения. По тому, о чём расспрашивают родители ребёнка вечером , какие наказы дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах современного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению.

Мы используем не только наблюдение со стороны, а создаем специальные ситуации, которые помогают глубже узнать родителей :

Совместный труд (приглашаем родителей для оказания помощи в ремонте группы, территории и др.).

Совместный досуг «Наши именины» , «Мама, папа, я – спортивная семья» , «Праздник семьи»

Анкетирование «О здоровье – всерьёз!» , «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь?» , «Удовлетворенность родителей детским садом »

Акции «Семейное фото» по поликультурному воспитанию детей, «Мама, почитай!»

Проект по ПДД «Мой друг «Светофор»

Фото вернисаж «Как я провёл лето»

Родительское собрание «Знаем ли права своих детей»

Фотовыставка «Мой папа самый лучший!» , «Моя мамочка»

Совместное создание огорода на участке ДОУ, в группе мини-огорода.

Таким образом, изучая семью, опыт семейного воспитания мы преследуем, прежде всего, интересы ребёнка.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия стали доверительные отношения между нами педагогами и родителями . У родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах. Как правило, во время адаптационного периода у родителей возникает много вопросов, их волнует, как будет чувствовать себя малыш без мамы и папы, как будет привыкать к новой социальной ситуации. В таких случаях мы приглашаем родителей для встречи за круглым столом. Это нам позволяет больше узнать родителей , детей и где родители делятся своим опытом и проблемами в воспитании детей раннего возраста, решаются возникающие трудности в процессе адаптации.

Ведём коллективную форму работы с родителями - это родительское собрание . Подготовку к родительскому собранию начинаем задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. Предварительно так же готовимся к конкурсам, изготавливаем памятки, приглашения на собрания, оформляем благодарности . Собрания проводим в форме дискуссий , круглых столов.

Очень эффективная форма работы с родителями это конкурсы .

Регулярно проходят конкурсы : по ПДД, «Осень Золотая» , «О здоровье – всерьез!» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

Другая эффективная форма работы с родителями - мастер-класс .

Интересно проходят занятия по рисованию не традиционными способами. Благодаря практикуму : «Рисуем вместе с детьми!» родители узнают о нетрадиционных способах рисования в домашних условиях.

Учитывая возрастные особенности детей, проводится практикум для родителей : «Учим, играя!» , в котором родители узнают , много нового например, как из предметов, имеющихся дома сделать своими руками дидактическую игру, знакомятся как игры способствуют умственному развитию детей, воспитывают их нравственные качества, заинтересовывают неусидчивых детей, помогают в подготовке к обучению в школе. Все это проводится с целью помочь родителям в их не легком труде - в воспитании детей.

Родители принимают активное участие в новогодних праздниках, Дне Защитника Отечества, 8 марта, в выпускном утреннике.

В результате проведения праздничных встреч формируются положитель-ные взаимоотношения родителей со своими детьми , устанавливается эмоциональный контакт. Проводимая работа позволяет повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений .

Здоровые дети - надёжное будущее.

В систему физкультурно-оздоровительных мероприятий включили День здоровья как эффективную и активную форму работы с детьми и , что очень важно, с их родителями . Мы приглашаем родителей принять участие в спортивных соревнованиях : «Папа, мама, я - спортивная семья» , «Весёлые старты» .

Эмоции, возникающие при проведении мероприятия, воспоминание о нём, объединяет больших и маленьких. Происходит приобщение к здоровому образу жизни; осуществляется индивидуальный подход к каждому ре-бёнку, привлекаются родители к совместным усилиям по оздоровлению де-тей.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности : натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная .

У нас есть уголок для родителей . В нем содержатся - материалы информационного характера : правила для родителей , распорядок дня, объявления различного характера.

Эффективной формой работы с родителями являются разнообразные выставки. Например, выставки детских работ выполненных совместно с родителями : поделки «Осень Золотая» , «Светофор» , «О здоровье – всерьез!» Выставка детского творчества : «Наши мамы и бабушки» , «Моя семья» , «Здоровье дома и в детском саду»

Памятки для родителей , на различные темы.

Папки–передвижки, которые формируются по тематическому принципу : «Чтобы наши дети не болели» и многие другие. Папка дается во временное пользование родителям . Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки мы с ними беседуем о прочитанном, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложения.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями , свидетельствуют :

Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

Увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

Размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

Повышение их активности в совместных мероприятиях.

Подводя итог, хочу сказать :

В соответствии с ФГОС детский сад обязан :

Информировать родителей и общественность с целями дошкольного образования, о Программе;

Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей в воспитании детей , охране и укреплении их здоровья;

Вовлечь семьи в образовательную деятельность;

Поддерживать образовательную инициативу семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной среде , что мы и пытаемся делать.

Работа с родителями в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Исполнитель:

Сафронова Ирина Михайловна ,

Старший воспитатель МБОУ «Звёздненская СОШ»

Кемерово 201 6

Содержание

Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО………………………

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………

Приложения……………………………………………………………………

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Данные методические рекомендации адресованы педагогическим и руководящим работникам системы дошкольного образования и родителям детей дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО), реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Цель: оказание помощи педагогическим и руководящим работникам ДОО в обеспечении информирования родителей (законных представителей) по основным направлениям и приоритетам развития дошкольного образования, в том числе и ФГОС ДО.

Информационная работа – это системная целенаправленная работа, диалог субъектов взаимодействия, в процессе которого формируется понимание значимости новых преобразований, происходит осознание сопричастности каждого к полученным результатам.

Нужно, чтобы родители и общественность имели представление о том, каким должно быть образование вообще и в дошкольной организации в частности. К сожалению, часто эти представления бывают ошибочными, далекими от реальности, поэтому от качества информационной работы с общественностью во многом зависит комфортность взаимодействия с родителями.

Важно не только информировать родительскую общественность, но и создавать переговорные площадки для того, чтобы согласовывать многочисленные вопросы реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Только в этом случае родители могут быть участниками (субъектами) образовательных отношений, принимающими участие в управлении и оценке качества дошкольного образования.

Обеспечение сотрудничества между ДОО и родителями может осуществляться самыми различными способами, одним из которых является включение самих родителей в создание информационных продуктов по реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Содержание и форма, а также способы представления напрямую зависят от целевой аудитории. Для информационной работы с общественностью по представлению работы по ФГОС ДО могут использоваться разнообразные формы продуктов: буклеты, фильмы, сообщения в СМИ, конкурсы и творческие отчеты детей, публичные доклады, информационная страница на сайте, презентации, стенды, плакаты и др.

В организации этой работы следует учитывать ряд особенностей самих информационных продуктов и способов их доведения до потребителя. Информационные продукты и услуги должны соответствовать следующим параметрам: полнота, своевременность, достоверность, доступность, защищенность, адресность, временные затраты на подготовку и использование информационного сообщения, оперативность, комфортность, эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.

В методических рекомендациях представлен материал по планированию работы, связанной с информированием родителей по вопросам введения и реализации ФГОС ДО; даны ответы на вопросы, которые чаще всего задают руководители и воспитатели ДОО: какие материалы размещать на сайте; какие результаты реализации ФГОС ДО представлять родительской общественности; какой программно-методический материал может быть ими востребован; какие информационные продукты использовать для представления результатов ФГОС ДО общественности; как организовать информационную работу с общественностью и многое другое.

Рекомендации знакомят всех заинтересованных лиц с нормативно-правовыми документами, защищающими материнство и детство, определяющими права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей; раскрывают «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» в части привлечения родителей.

В приложении представлены примерные планы ДОО по информированию родителей (законных представителей), методические материалы по работе родительских клубов, круглых столов, перечень примерных тем для обсуждения с родителями по вопросам введения и реализации ФГОС ДО.

Нормативно-правовые документы, регулирующие права и обязанности родителей в сфере образования.

Предлагаемый перечень нормативно-правовых документов:

– Конституция РФ.

– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

– Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.

– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

– Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Материнство, детство и семья стали находиться под защитой государства только с 15 сентября 1990 г., в соответствии с п.4 статьи 15 Конституции РФ. При этом подразумевается, что защита детей государством состоит в создании социально-экономических и правовых предпосылок для развития, воспитания и образования детей.

С целью дальнейшего развития и создания механизма реализации прав ребенка на развитие и образование, гарантированных Конституцией РФ, в Российской Федерации был принят целый ряд законодательных актов: Семейный кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Семейный кодекс Российской Федерации представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

Раздел I V Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей». В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» выделяется особая категория детей, нуждающихся в защите и помощи со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, детьми-жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также те дети, чья жизнедеятельность оказалась нарушенной в результате сложившихся обстоятельств, и они не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

В 4 статье Закона – «Цели государственной политики в интересах детей» впервые в российском законодательстве указано, что «государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ».

Вторая глава «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ» включает содержание, которое указывает на обязанность органов государственной власти, родителей и педагогов содействовать в реализации права на образование.

В законе «Об образовании в Российской Федерации » государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования как первого уровня общего образования по основным общеобразовательным программам.

Согласно Закону, образование в дошкольном детстве может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования).

Если родители выбирают для получения образования своих детей организацию, осуществляющую образовательную деятельность, то они «встают» в «электронную очередь» в соответствии с предусмотренными для этого правилами. В тех случаях, когда ребенок будет получать образование в семье, родители в форме заявления обязаны информировать об этом органы местного самоуправления муниципального района или городского округа. При этом Законом допускается сочетание различных форм получения образования. Так, например, ребенок до пяти лет может получать образование в семье, а затем в организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом родителям важно обратить внимание на то, что государство готово финансировать не любое образование детей дошкольного возраста, а только то, которое они будут получать при реализации основной общеобразовательной программы (Ст.12ч.2, 3 ФЗ).

Разработка дошкольной организацией основной образовательной программы дошкольного общего образования осуществляется самостоятельно в соответствии:

с федеральными государственными образовательными стандартами;

с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (Ст.12, ч.5, 6, 7 ФЗ), с привлечением органов самоуправления (совета образовательной организации, попечительского, управляющего совета и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательной организацией. В соответствии со статьей 33 закона «Об образовании в Российской Федерации» дети дошкольного возраста относятся к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации.

Формы обучения детей дошкольного образования по основной образовательной программе определяются Стандартом. В соответствии с требованиями Стандарта, обучение детей должно осуществляться в «формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие» (раздел 1. пункт 4 Стандарта). Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются самостоятельно организацией, которая осуществляет образовательную деятельность. Обучение ребенка в детском саду, кроме фронтальных форм обучения, может осуществляться по индивидуальному учебному плану, который позволяет ребенку осваивать основную образовательную программу с учетом его особенностей и образовательных потребностей. При этом обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться только по той программе, которая реализуется в дошкольной образовательной организации. При этом для детей дошкольного возраста первый уровень общего образования не является обязательным и не подлежит промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Особый интерес для родителей представляет статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Согласно этой статье закона, родители имеют преимущественное право перед другими лицами на обучение и воспитание детей, на защиту их прав и законных интересов.

В соответствии с 44 статьей закона «Об образовании в Российской Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:

с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

с информацией обо всех видах планируемых обследований ребенка (психологических, психолого-педагогических), имеют право принимать решение относительно участия ребенка в таких обследованиях;

с результатами проведенных обследований ребенка.

Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны:

обеспечить получение детьми первого уровня общего образования;

знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;

соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;

уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Таким образом, становится очевидным, что участие родителей в реализации основной образовательной программы дошкольного образования является серьезным и ответственным для них делом, требующим определенной компетентности. В связи с этим предлагаем родителям более подробно познакомиться с моделями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, реализуемый дошкольными образовательными организациями с 01.01.2014 г., представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители (законные представители) обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ДО (пункт 3.) «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»:

необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Основные направления, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО.

Задачи совместной работы ДОО и родителей (законных представителей) воспитанников:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и ДОО для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОО, общности их интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):

    Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п.

    Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации.

    Повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.

    Становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.

    Управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

    Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.

Формы взаимодействия ДОО и семьи:

    Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью, беседа.

    Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол, дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов, родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг, педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические посещения, деловые игры.

    Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.

    Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки, личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии ребенка.

    Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.

Заключение

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. И наша общая задача – максимально насытить дошкольный период в жизни ребенка.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) [Текст] .

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038) [Текст] .

3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] .

4. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст] .– М., 2009.

5. Андреева Т.В. Психология семьи [Текст] : учебное пособие.– СПб: Речь, 2010.

6. Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] : дисс. канд. пед. Наук [Текст] – Екатеринбург, 2005. – 193 с.

7. Арнаутова Е.П. Педагог и семья [Текст] . – М., 2001.

8. Гайдадина И.И. Повышение уровня физической культуры детей 5-6 лет на основе интенсификации совместной с родителями физкультурно-спортивной деятельности [Текст] : дисс. канд. пед. наук– Краснодар, 2010. – 270 с.

9. Глушкова Г.В. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5–7 лет в условиях групп кратковременного пребывания [Текст] : дисс. канд. пед. наук.– М., 2003. –185 с. – С. 105.

10. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом [Текст] . – М.: АРКИ, 2004. – 80 с.

11. Давыдова О.И., Работа с родителями в детском саду (этнопедагогический подход) [Текст] : учебное пособие. – Барнаул: Издательство БГПУ, 2003. – 160 с.

12. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] . – М.: ТЦ Сфера, 2005.

13. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей в микро- и макроструктуре [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук. – М.: ИОО МО РФ, 2003. – 26 с.

14. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст] // Дошкольное воспитание.– 2004. – № 1. – С. 60–68.

15. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству// Дошкольное воспитание. [Текст] . – 2009. – № 7. – С. 118–122.

16. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст] . – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 81 с.

17. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей [Текст] .: методические рекомендации . – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.

18. Королева Н.Н., Савинова О.Н., Эффективное взаимодействие семьи и ДОУ [Текст] // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2007. – № 9.

19. Короткова Н.А. Материалы и оборудование для игровой деятельности [Текст] . //Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Линка-пресс, 2005.

20. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] . – М., 2002.

212. Короткова Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.

22. Коломиец Т.В. Формирование познавательной самостоятельности младших дошкольников на основе идей личностно ориентированного подхода [Текст] : автореф. канд. дис. – Владимир. 2009. – 25с.

23. Маханева М.Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка [Текст] : материалы всероссийского совещания. – М.:ГНОМ и Д, 2001. – С. 122–127.

24. Меличева М.В. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей [Текст] : дисс. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2006. – 265 с.

25. Микляева Н.В.Создание условий эффективного взаимодействия с семьей [Текст] : метод. пособие для воспитателей ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.

26. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями [Текст] // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 5.

27. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] .- М.: ТЦ Сфера,-2007.

Электронные образовательные ресурсы

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. – режим доступа:

2. Министерство образования и науки РФ. – режим доступа:

3. Российское образование Федеральный портал. – режим доступа:

4.Российский общеобразовательный портал. – режим доступа:

5. Российское образование. Федеральный образовательный портал/ – режим доступа:

6. Сайт «Всероссийский Августовский педсовет» - режим доступа:

7. Сайт ФГАУ «ФИРО»/ – режим доступа:

8. Справочная правовая система "Консультант Плюс". – режим доступа:

9. Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч». – режим доступа:

11. Детская психология для родителей. – режим доступа:

12. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – режим доступа:

Приложение 1.

Примерные темы для обсуждения с родителями:

Инновационные подходы к (или особенности) организации развивающей предметно-пространственной среды как фактора социализации ребенка.

Государственно-общественное управление в условиях введения ФГОС ДО

или Участие органов государственно-общественного управления в реализации ФГОС ДО.

Современные подходы к мониторинговым исследованиям результатов освоения ООП ДО в законе РФ «Об образованиив Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Нормативно-правовая база, обеспечивающая введение и реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования или Нормативные документы – новые возможности развития дошкольного образования.

Целевое повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы дошкольного образования в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты, подготовка и переподготовка педагогических кадров.

Взаимодействие семьи и детского сада по организации развивающей предметно-развивающей среды.

Современная модель образовательной деятельности в ДО.

Классификация форм образовательной деятельности.

Игра-основа обучения или самостоятельная свободная деятельность детей.

Потребность ребенка в движении – основа его физического развития.

Соревновательные отношения между детьми: за и против.

Развивающая предметно-пространственная среда – важное средство образования дошкольников.

Анализ индивидуально-личностных особенностей детей дошкольного возраста.

Программно-методическое и дидактическое обеспечение дошкольного образования, рекомендованные родителям для использования, повышения эффективности реализации стандартов дошкольного образования.

Современные технологии воспитания, обучения, развития дошкольников (в т.ч. дистанционные и электронные).

Модель реализации родителями ООП ДО вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного воспитания).

Формы и методы развития у детей дошкольного возраста эмоциональной и мотивационно-волевой сферы, коммуникативных навыков в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.

Совместная деятельность (партнерская) взрослых и детей по реализации ООП ДО.

Культурные практики детей дошкольного возраста: игра, продуктивная познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы и т.д.

Что такое личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия.

Защита прав и достоинств маленького ребенка в семье.

Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам воспитания физически и психически здорового ребенка.

Сохранение здоровья – один из результатов реализации ФГОС ДО.

Воспитание семейных ценностей.

Права и обязанности родителей в соответствии с ФГОС ДО.

Приложение 2

План работы с родителями по вопросам введения ФГОС ДО

Информирование родителей о введение ФГОС ДО.

на групповых собраниях ДОО

на общем собрании ДОО: «Игра – основа ФГОС ДО»

Сентябрь

Все группы

Информирование родителей о введение ФГОС ДО через наглядную информацию (доступную для родителей):

«Что такое ФГОС ДО?»

Октябрь

Все группы

Информирование родителей о введение ФГОС ДО на сайте ДОО

В течение года

Знакомство родителей на групповых собраниях с образовательными областями по ФГОС ДО

Ноябрь

Все группы

Знакомство родителей с ООП ДО и ее обсуждение.

Январь

Все группы

Знакомство родителей с целевыми ориентирами дошкольного образования

Февраль

Все группы

Мини-эссе родителей «Что для меня ФГОС ДО?»

Март

Все группы

Совместное создание развивающей предметно-пространственной среды в группах

В течение года

Все группы

Совместные выставки, праздники и развлечения

В течение года

Все группы

10.

День открытых дверей для родителей.

Апрель

Все группы

План работы по информированию родителей

по введению и реализации ФГОС ДО

Общее родительское собрание

Заведующий

«Перспективы работы общественного управления ДО по подготовке к введению Стандарта»

Заседание управляющего совета ДО

Заведующий, председатель УС

«Создание современной РППС – одно из условий введения образовательного стандарта в ДО»

Групповые родительские собрания с виртуальной экскурсией «Предметная среда нашего ДОУ: достижения, проблемы, перспективы»»

Воспитатели групп

Ноябрь

«Виды детской деятельности, их значение в развитии личности дошкольника»

Консультация-презентация

(через сайт ОУ и в папки-накопители на каждую группу)

Ст. воспитатель

Декабрь

Подходы к реализации ОО: «Речевое развитие в детском саду и дома»

Консультация-презентация

(на сайт ОУ и в папку-накопитель на каждую группу)

Ст. воспитатель

Январь

«Один день в детском саду»

День открытых дверей

Воспитатели групп

Февраль

Подходы к реализации ОО: «Физическое развитие»

Консультация-презентация

(на сайт и в папку-накопитель)

Инструктор по физ. культуре ДОУ

Март

«Требования к результатам освоения ООП ДО»

Памятка для родителей

Ст. воспитатель

Апрель

«Социальное партнерство – одно из направлений работы по введению Стандарта в ДОО»

Круглый стол с участием родителей, учителей, работников библиотеки и т.д.

Заведующий,

заместитель заведующего по УВР,

библиотекарь

Май

«Очень важный разговор»

Общее родительское собрание

Заведующий, председатель УС,

председатели родительских комитетов, групп

Приложение 3

Методические материалы

Клуб современных родителей

Цель работы клуба: обеспечение сотрудничества между семьей и ДОО в реализации ФГОС ДО и основной образовательной программы ДОО.

Прежде чем пригласить родителей принять участие в работе Клуба современных родителей, им выдается памятка, которая позволит получить первоначальное представление о ФГОС ДО.

Памятка для родителей

Уважаемые родители!

17 октября 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ вступил в силу с 01 января 2014 года.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Что должно измениться в работе дошкольных образовательных учреждений?

Разработчики Стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру.

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. С учетом примерных федеральных программ будет разработана собственная образовательная программа. Каждый родитель может познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Введение ФГОС идет поэтапно: сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде. В течение 2014 года будут уточнены и изменены некоторые положения документа, и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех требований: к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации программы и к результатам освоения программы дошкольного образования.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры: это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Целевые ориентиры являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

Чтобы быть в курсе изменений, происходящих в системе образования, в дошкольном учреждении, предлагаем познакомиться с разделом ФГОС на сайте дошкольного учреждения

В работе клуба принимают участие педагоги и родители разных возрастных групп. Их объединяет заинтересованность, активность, стремление принимать участие в образовательном процессе дошкольного учреждения. Заседания Клуба проводятся в разных формах. Это могут быть семинары, круглые столы, мастер-классы, дискуссии.

I часть. Ответы на вопросы родителей .

Вопросы:

Чем отличается ФГОС ДО от ФГТ?

Каковы новые требования к образовательной деятельности в дошкольной организации?

Какие нормативные документы сопровождают внедрение ФГОС ДО.

Каковы сроки реализации ФГОС ДО?

Роль родителей (законных представителей) в реализации ФГОС До и ООП ДОО.

II часть. Круглый стол «Пути сотрудничества педагогов и родителей в реализации ФГОС ДО, ООП дошкольного образования».

Цель : поиск оптимальных вариантов организации взаимодействия педагогов и родителей в рамках воспитания и развития дошкольников в соответствии со стандартом.

Участники : родители, педагоги, администрация.

План мероприятия:

    Современный взгляд на роль родителей в воспитании детей (заведующий ДОО).

    Образовательная деятельность в дошкольной организации (заместитель заведующего по ВМР).

    Диалог педагогов и родителей; общение в подгруппах.

Приложение 4

Круглый стол «Взаимодействие с семьей. ФГОС – путь к реальному сотрудничеству».

Вопросы для обсуждения:

1. Как вы считаете, эффективно ли в настоящий момент сотрудничество детского сада и семьи? Докажите свою точку зрения.

(Если нет, то как вы думаете, в чем причина такого положения?)

2. Как конкретно каждый из вас хотел бы видеть сотрудничество детского сада и семьи?

3. Можете ли вы сказать, что педагоги полноценно используют ваш, родительский, потенциал в образовательном процессе детского сада?

4. Хотели бы вы реально участвовать в педагогическом процессе: чаще, в меру своих возможностей, бывать в детском саду, организовывать различные мероприятия для детей, вносить какие-то изменения в интерьере детского сада, участвовать в свободном общении с детьми и т.д.?

5. В какое время вам удобнее приходить в детский сад?


ТРЕБОВАНИЯ ФГОС В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9) Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6) Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.


Ц ЕЛИ ДОО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: - совместное воспитание и развитие дошкольников; - создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями; - вовлечение родителей в единое образовательное пространство; - Установление доверительных, партнёрских отношений с родителями




ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой - либо ситуации. Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.


ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Для привлечения родителей в систему работы ДОУ мы повышаем компетентность родителей в вопросах образования и активно сотрудничаем с семьей по введению и реализации ФГОС ДО с использованием различных форм.




О РГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО В ДОО работают органы управления: Управляющий совет, Родительский комитет ДОО, Родительские комитеты групп, в состав которых входят представители родительской общественности. Родители непосредственно участвуют в управлении образовательным процессом учреждения через формирование совместно с администрацией и педагогическим коллективом образовательной политики учреждения.


Т РАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Беседы Посещение семей Проведение мастер-классов Дни открытых дверей Родительские конференции Выставки совместных работ Совместные праздники и развлечения Работа с родительским комитетомоформление папок-передвижек и стендов



















 

Возможно, будет полезно почитать: