Роль педагога в воспитании школьника. Роль учителя в обучении и воспитании

Есть много профессий на Земле среди них одна из важных, профессия педагог. Педагоги воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение, работают, так сказать, с «живым материалом», одним словом, работа педагога выполняется без репетиций, без черновых вариантов, сразу набело. Воспитанники – это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Кроме того нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то. Ошибка педагога в работе с детьми может сказаться в будущем уже у взрослого человека.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, от его умений и знаний. Личность педагога, её влияние на воспитанника огромно, её никогда не заменит педагогическая техника.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. С детьми надо работать только по призванию, только если дети – часть жизни. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Кроме того, профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных детей, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта. Здесь очень важна роль педагога, а в особенности его умение и мастерство. Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Чтобы ребенок раскрыл свой творческий потенциал, важно, чтобы педагог правильно раскрыл и направил его способности в нужное русло.

"Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории".

Известно, что развитие личности – активный саморегулирующей процесс, самодвижение от низших - к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его личностном развитии.

Вспомним слова К.Д. Ушинского: «…Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных, нравственных». Цель жизни и ее счастье, утверждал великий русский педагог, состоит в постоянно расширяющейся, свободной, прогрессивной деятельности, соответствующей потребностям души. Это деятельность с полной отдачей сил – физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных. В процессе такой деятельности и происходит развитие человека, потому что в ней активно участвуют и ум, и сердце, и воля.

Неосознанно ребенок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития. Он занимается ею до тех пор с увлечением и упорством, пока не освоит ее настолько, что ценность этого вида деятельности будет исчерпана. Нужен новый, более сложный вид деятельности, и найти его помогают детям взрослые.

Усложнение, введение новых видов деятельности, развитие требований к ребенку, расширение круга его самостоятельных действий – всем обеспечивается продвижение вперед в его становлении. При этом важно видеть ростки нового в психике ребенка и, учитывая их, своевременно вносить коррективы в работу с ним, не оставаться на уровне прежних с ним отношений, исчерпавших свои возможности приемов. Если ребенку, стоящему на пороге нового этапа становления жизненных сил, предлагать прежние виды деятельности, это остановит его развитие. Если же в силу, каких – либо неблагоприятных обстоятельств переключить ребенка на виды деятельности, соответствующие более низкому уровню развития, чем тот, который уже достигнут им, это приведет к деградации, спаду развития, интеллектуальному, эмоциональному обеднению личности. Эффективно вести воспитательную работу можно, лишь строя ее таким образом, чтобы она максимально содействовала развитию личности. Её расцвет – это цель, результат, к которому устремлен воспитатель. Нацеленность на максимальное развитие жизненных сил, способностей детей побуждает строить работу с ними более продуманно, постоянно внося в нее элементы нового.

Итак, задача педагога состоит в том, чтобы при организации образовательной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые им задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, свой талант.

Огромная роль в познавательной деятельности ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, именно в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек»,- говорил К.Д.Ушинский. И с этим трудно не согласиться.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств, для его реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актеры. Однако играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация, общение со сверстниками. усилия к достижению цели, общие интересы и переживания.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств для выполнения задуманного.

Роль педагога в формировании личности ребенка очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут. Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.


Эстетическое воспитание - это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственный будет-слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности. Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания - научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано. Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного. Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка, т.к. оно способствует:

  1. Развитию эмоционально – чувственной сферы;
  2. Формируется сенсорная культура ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей) ;
  3. Формируются эстетические представления о поступках, манерах поведения;
  4. Эстетическое воспитание усиливает: умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке; физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики, положительного отношения к физической культуре) ; нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Средствами эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

  1. Эстетика быта – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель) . Если обстановка эстетична, красива (совсем не обязательно богата) , если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму. Три правила, которые делают эстетику быта средством эстетического воспитания: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя.
  2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения, в самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи) , графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации) , малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева) , произведения народно-прикладного искусства (керамика, стекло, народные декоративные изделия и др…)
  3. Природа. Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и т.д. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели. 4.Специальное обучение. Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развитие эстетических оценок, способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого использую различные виды занятий, художественно-дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр спектаклей, презентаций и т.д.
  4. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремления испытать себя в разных жанрах искусства, выступления в красочных костюмах. Подготовка к празднику, участие детей в создании номеров, ожидание праздничного действа, формируют особое предпраздничное коллективное настроение.
  5. Самостоятельная художественная деятельность детей. Она является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству. Для развития самостоятельной художественной деятельности создаются специальные центры с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут пользоваться свободно. Педагог при это заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной. 7. Значительную роль в эстетическом воспитании могут сыграть музей, кинотеатр, дом культуры. Посещение культурных центров формирует и первые навыки художественно-эстетического восприятия в детском возрасте. Основой процесса эстетического воспитания, является деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности. Важную роль в эстетическом воспитании дошкольников играет и личность педагога. Педагог сам должен являться примером нравственного поведения, быть разносторонне-развитой личностью, так как ребенок опирается на собственные чувства и эмоции. Необходимо грамотно отбирать содержание предполагаемого материала и определять его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями дошкольников. Также, необходимо ввести в совместную деятельность особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний и умений. Педагог приобщает к прекрасному, побуждает к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.

Ключевая роль детского сада –создание условий для формирования гармонично, интеллектуально-развитой личности.

  1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: красота и чистота в группе, гармоничное сочетание цвета штор, стен, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования.
  2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества.
  3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального центров.
  4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, младший воспитатель и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения) .
  5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения.
  6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами.

У нас в группе созданы условия для эстетического воспитания детей. Создан центр «Уголок творчества» (слайд) для разнообразной художественной деятельности, в котором дети занимаются как под руководством воспитателей, так и по собственной инициативе. Для творческой деятельности очень важно, чтобы обстановка, окружающая ребенка, была красивой, уютной, по-домашнему комфортной. Это раскрепощает ребенка и располагает к творчеству. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Детям предоставлена возможность рисовать, лепить, апплицировать в любое время, из разных материалов. В центре творчества много пошаговых обучающих образцов, наглядности, трафаретов. Мы организуем приобщение детей к декоративной деятельности: (слайд) рассматриваем элементы декоративной росписи, силуэты народных игрушек, матрешек, тематические раскраски «Знакомство с росписью» , дети любят играть в такие игры, как «Узнай роспись» , «Найди сходства и отличия народных костюмов» , «Что лишнее» и т.д. Знакомим с изделиями народных мастеров, смотрели презентации о создании русской и вятской матрешках. (слайд)

Стараемся больше проводить нетрадиционные занятия по изодеятельности с использованием разных приемов рисования и материалов (это рисование тычками, ватными палочками, рисование пальчиками, (слайд) процарапывание стеками, рисование солью, печатание губкой, выдувание рисунка из трубочки «Кляксография» , (принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кляксография» ) . Применяем такие материалы, как специальные трафареты под стекло, (слайд) гипсовые фигурки, цветные мелки, смываемые маркеры, деревянные заготовки. Для занятий по лепке применяем разный бросовый материал, радужный песок (слайд) , глину. Применение таких приемов и методов развивают у детей фантазию, творческое воображение. Лучшие работы выставляем в группе на «Полочке Красоты» . (слайд) Учим детей использовать средства художественной выразительности (стихи, пословицы, поговорки отрывки из произведений) . Важную роль в эстетическом воспитании детей играет музыкально-театральная деятельность. Музыка имеет звуковую природу, обобщенность образов, являясь «искусством чувств» , как говорил П.И. Чайковский. Мы стараемся, чтобы музыка звучала не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, на зарядке, включаться на других видах занятий. В группе создан музыкально-театральный центр (слайд) , в котором дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах, (слайд) участвуют в драматизации сказок, (слайд) спектаклей, инсценировках. Мы используем различные виды театров: пальчиковый, театр на магнитах, игрушки бибабо и.т. д.

Для обогащения эмоционально-чувственного восприятия в каждой группе есть условия для знакомства детей с художественной литературой. В книжном центре (слайд) есть портреты писателей, необходимые подборки литературы для знакомства детей с ними, их произведениями, сказками, фольклором.

Ведущее место в осуществлении художественно-эстетическом развитии детей принадлежит детскому саду. Но и велика роль семьи. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников с родителями в конкурсах районного, регионального уровня. Никита Горин занял первое место в районном конкурсе «Зимняя сказка» с поделкой «У леса на опушке, жила зима в избушке» . Только при единстве воздействия детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом, художником, писателем, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Таким образом, правильно-организованная система работы по художественно-эстетическому воспитанию детей, создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно-эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне-развитую личность.

Уважаемые педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.

«Расцвет индивидуальности возможен не в уединении, не в обособлении, а лишь в условиях содержательной, разносторонней жизни детского коллектива, имеющей духовную направленность и в то же время выражающей побуждения школьников, их желания и стремления. Индивидуальное - есть форма существования общего»

Л.В. Занков

Роль педагога в формировании личности школьника

Часть 1. Роль ценностных ориентаций в развитии личности

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. Личность, развивающаяся в таких условиях, подвергается угрозе нравственной дезориентации и опасности утраты общечеловеческих ценностей. Помочь школьникам сформировать ясное представление нравственных приоритетов призваны общественные институты: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации. Однако наблюдается дефицит позитивного воздействия на детей семьи и средств массовой информации. На сегодняшний день определяющим в формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, становления интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации является школа и внешкольные учреждения.

Изменения, происходящие в политической, экономической и культурной жизни нашей страны требуют внести коррективы в понимание и назначение воспитания в современном образовательном учреждении. Нельзя воспитывать ребёнка, не обучая, и обучать, не воспитывая. Тем более что образование и воспитание непрерывно дополняют друг друга.

Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Термин «метапредметные результаты» был введен как раз для того, чтобы задать новый вектор - современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно . Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования . Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Поэтому деятельность образовательного учреждения следует рассматривать не как изолированный, самостоятельный вид деятельности обучающихся, а как компонент любой педагогической деятельности: учебно-познавательной, физкультурно-оздоровительной, технически-творческой, культурной, развлекательно-игровой, - что определяет результативность деятельности как педагога, так и общеобразовательного учреждения в целом.

Исследования педагогов, психологов, социологов, проводившиеся на протяжении последних лет, свидетельствуют о том, что у школьников не всегда сформированы представления о Добре и Зле, Справедливости, Морали, о патриотических чувствах, об уникальности человеческой жизни. Школьникам трудно разобраться в истинных ценностях и глубоко осмыслить их содержание без педагогического участия .

Теоретический анализ ценностных ориентаций

Что же такое ценностные ориентации?

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Наиболее популярная в современной научной среде трактовка психологической культуры личности предлагается в рамках гуманистического направления. А. Маслоу был первым из числа учёных, объявившим потребности ведущими мотивами социальных действий Он считал, что когда наши физические потребности удовлетворены, то на первый план выступают вопросы личной безопасности.

По их разрешению мы стремимся удовлетворить чувства собственного достоинства и достичь успеха в организации психологически комфортного коммуникативного пространства. Следующий шаг – самоуважение и самореализация, развитие собственного личностного потенциала. Центральной категорией в учении А.Маслоу выступает «Я». Только последовательный самоанализ и самоидентификация могут привести индивида к осознанию личностно-значимых целей и ценностей существования - самореализации.

Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)

Факторы, определяющие развитие личности

Личность окружена множеством природных и общественных условий. Эти условия могут быть благоприятны для личности, но бывают и враждебны к ней. В период формирования личности у каждого человека есть своя микрокультурная среда, границы которой в большей степени совпадают с границами его учебного труда. Микрокультурная среда включает систему элементов, находящихся в тесном взаимодействии. Насколько система общественных ценностей утвердилась в систему функционирования конкретного учебного заведения, присутствует ли она реально в поведении педагогов, настолько в характере осуществляемой деятельности определится сформированность системы ценностей у школьников. Важно, чтобы учащийся ощущал сущность, характер той образовательной среды, в которой находится, и мог для себя определить факт соответствия декларируемых педагогами ценностей и реально демонстрируемых. От этого зависит направленность и эффективность образовательного процесса.

Часть 2. Характеристика ценностных ориентаций

Определим основополагающие жизненные ценности, принятие которых свидетельствует об определенном уровне личностной культуры, об усилиях педагогического коллектива по решению поставленных перед ним задач по обеспечению качества образования.

В педагогической литературе широко представлены системы ценностей, которые необходимо включить в содержание образования. В данной работе основополагающими будут следующие ценностные ориентации: познание, личность (в двух ее ипостасях - «Я-ценность» и «Другой-ценность»), ответственность и общественно-полезная деятельность.

2.1. Познание как ценность

Любое образовательное учреждение имеет своей целью прежде всего обучать и образовывать подрастающее поколение страны. Принимая во внимание целевое назначение образовательных учреждений, будет логичным сделать вывод о необходимости считать одной из ведущих ценностей общества, образования и личности – познание . Познание следует воспринимать как базовую потребность человека, как процесс, ведущий к постижению другой жизненной ценности - знания. Образование есть результат сложного взаимодействия личности, социума и культуры, воплощенный в определенном уровне усвоенных систематизированных знаний, умений, навыков, в определенном уровне культуры и образованности.

Необходимо, чтобы у учащихся была возможность успешно действовать в образовательной среде, что создаст в познавательном процессе устойчивый положительный эмоциональный фон, укрепит внутреннюю мотивацию обучения и желание образовывать себя.

При этом необходимо знать, создаются ли педагогические условия, при которых ученик чувствует себя первооткрывателем какого-либо знания, обнаруживает ли он новое и неизвестное в знакомой ему информации, испытывает ли он радость от получения интересной и важной для него информации, вовлекается ли он в исследование и эксперимент? Кроме того, учащийся должен быть вовлечен в эмоциональные переживания, возникающие в процессе познания (например, эмоции красоты, гармонии, величия природных явлений; эмоции удивления по поводу многообразия и уникальности явлений окружающего мира), должен быть участником познавательного поиска, исследования, создателем каких-либо вещей, творческих произведений.

2.2. Личность как ценность

Ведущей ценностью современного образования является гуманизация,

предполагающая принятие в качестве главной в педагогической деятельности и образовательной среде такой ценности, как личность, которая объединяет в себе равенство двух содержательных позиций - «Я-ценность» и «Другой-ценность», и проявляется в двух взаимосвязанных планах - в самосознании и в сфере отношений с другими людьми.

«Я-ценность» . Если человек осознает себя как ценность, то «он проявляет больше способности к тому, чтобы использовать силу своей личности правильно и с пользой», поскольку каждый индивид обладает обширными внутренними ресурсами самосознания, саморегулирующего поведения, изменения себя. Развитие у школьников ценностного отношения к себе как к личности ориентирует их на самоактуализацию - самовыражение, активизацию всех возможностей собственного организма, самостоятельность, личностный рост. Представляется очень важным стимулировать потребности учащихся в самопознании, самоопределении, самоуправлении, самореализации, самосовершенствовании.

Наличие у школьника позиции «Я-ценность» обеспечивает его поведение как субъекта деятельности. В этом заключается ещё одно важное объяснение тому, почему следует признать личную ценность как необходимую для формирования ее у всех учащихся. Объективной основой этому служит базовая социальная потребность ребенка быть личностью, быть социально значимым.

Отношение к себе как к безусловной ценности - это тот психологический фундамент, на котором выстраивается в процессе социализации вся структура личностного достоинства. Отношение к себе мотивирует социальное поведение. Одной из основных педагогических задач является создание в образовательном учреждении таких условий, когда обеспечивается потребность каждого ребенка в формировании чувства достоинства, базирующегося на развитии собственной индивидуальности и осознании ценности своей личности.

«Другой - ценность». Только ценностное отношение к себе может обеспечить и ценностное восприятие другого человека как личности.

Воспринимая другого человека как ценность, человек обычно апеллирует к его положительным качествам, достоинствам, что выражается в дружелюбии, доброжелательности, в стремлении устанавливать контакты с членами своей микросреды и находить компромиссы в возникающих конфликтах, сохранять установившиеся межличностные отношения. Ценностное отношение к другому предполагает интерес к содержательной стороне его личности, уважение и доверие, расположенность к новым контактам, умение ценить способности и достоинства другого, богатство его личности, как собственной.

Признание ценности другого человека проявляется как социальная ориентация на его точку зрения, эмоциональное состояние, поступки. Постепенно возникает стремление оказывать влияние на окружающих, помогать им, передавать свои знания и опыт другому человеку. При возникновении у человека чувства значимости для него другого человека, на основе сопереживания, рождается сочувствие и понимание, осознается необходимость и появляется возможность соотносить собственное поведение с побуждениями и поведением других людей. Так во взаимоотношениях с другими людьми открываются и осваиваются смысл человеческого взаимодействия, нравственные нормы, способы оценивания.

Именно в этом направлении следует решать вопрос организации образовательной среды. Познавать себя ученик может лишь в тех поступках, при совершении которых преодолеваются какие-либо препятствия и разрешаются внутренние противоречия. Образовательная среда должна стать для учащихся школой действий и поступков, пространством социального взаимодействия. Именно при совершении тех или иных действий и поступков усваиваются знания, формируются личностные качества и развиваются способности.

2.3. Общественно-полезная деятельность как ценность

Проявить социальную активность, социальную позицию учащийся, как и любой другой человек, может в общественно-полезной деятельности.

В рамках этой деятельности школьники овладевают способностью к социальному взаимодействию в зависимости от различных задач личности и требований социума, учатся ориентироваться в личных особенностях и качествах других людей, сознательно подчиняться нормам, принятым в социуме. Причем важность этих способностей и навыков на конкретном возрастном этапе велика, так как, действуя в социуме, школьники не просто адаптируются к его условиям и усваивают предлагаемые обществом социальные роли и правила, но и учатся создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Ребёнку крайне важно получить со стороны других людей признание своих способностей, добиться доверия. Необходимо помочь ему в поиске таких видов деятельности, которые имеют общественно-полезное значение и получают положительную оценку на разных социальных уровнях.

Ценностная ориентация на общественно-полезную деятельность имеет особое значение в связи с формированием у школьников деятельно-практического отношения к миру, которое основывается на потребности испытать собственные возможности для воздействия на окружающий мир, т.е. быть субъектом, чувствовать себя активным, деятельным.

Формирование у школьников ценности общественно-полезной деятельности будет свидетельствовать об их готовности к социальной активности как форме проявления личностной сущности и приобщения себя к социуму, стремления к социальному взаимодействию, о желании войти в круг широких общественных отношений, об осознании себя общественно значимым субъектом.

2.4. Ответственность как ценность

Необходимость рассматривать ответственность как обязатель ную для учащихся ценность определяется, прежде всего, тем, что существует прямая связь между осознанием личностью ответствен ности и ее реальным поведением. Основная функция ответствен ности как социальной категории состоит в активизации соци ального поведения человека, поскольку его вступление в сферу разнообразных отношений требует от него активного проявления ответственности на основе понимания общественной важности и смысла своей деятельности.

Представляется важным, что ответственность как качество лич ности фокусирует в себе ее субъективные положительные отно шения к людям, к обществу, к труду, к себе. Ответственность позволяет человеку ориентироваться в неоднозначных и разно образных ситуациях социального взаимодействия и строить оп тимальную стратегию собственного поведения.

Возможно рассмотрение двух форм ответственности школьни ков: внутренне-ответственное и внешне-ответственное поведение . Например, внутренне-ответственное поведение становится возможным лишь в том случае, если в условиях соответствующей образовательной среды организуется такая общая деятель ность, которая обретает ценность для всех и воплощается за счет участия каждого в общем деле, то есть приобретает характер со вместной деятельности.

Можно рассматривать два типа ответственности школьников. Ответственность первого типа наблюдается у личности в том случае, если человек при нимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя это своим поведением, характером, способ ностями. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек приписывает ответственность за все происходящее с ним либо другим людям, либо внешним обстоятельствам и ситуаци ям, различного рода случайностям.

Ответственность первого типа тесным образом взаимосвязана с социальной зрелостью и социаль ным поведением. Это и делает формирование ответственности как ценности у обучающихся важным фактором педагогической деятельности.

Негативным следствием отсутствия названной ценности у школьни ков является социальный инфантилизм, который выражает ся, прежде всего, в нежелании нести ответственность за свою деятельность, способ жизни, выражается в дегра дации личностно-смыслового уровня поведения.

Формирование ценностной ориентации на ответственность оказывается успешным не только тогда, когда у школьников по является определенное знание об этом , но и тогда, когда удается создать для ребят ситуации эмоциональ ного переживания от порученного ему задания, от осознания важности и необходимости своей деятельности не только для себя, но и для других людей: взрослых и сверстников. Это может быть усвоено ребенком благодаря активному включению его в слож ную сеть разнообразных отношений, в систему коллективной зависимости в какой-либо совместной деятельности.

Важно постоянно поощрять самостоятельность учащихся разных возрастов, поддерживать их инициативу. Серьезные педагогические усилия необходимо направлять на переориента цию учащихся с внешнего на внутренний контроль.

Часть 3. Формирование ценностных ориентаций в общеобразовательных учреждениях

В современном образовательном процессе ценностные ориентации являются объектом деятельности учителя и учащихся. Образование - это фундаментальная основа создания у учащихся реальных представлений о ценностях человека в различных жизненных сферах. Использование педагогических технологий, принципов, методов и приемов формирования духовно-нравственных ценностей способствует совершенствованию системы образования.

В плане формирования у учащихся определенных ценностных ориентаций педагогической целью следует считать прежде всего донесение названных ценностных ориентиров до сознания учащихся, сделать их предметом помыслов школьников.

Организация качественного процесса обучения предполагает:

    подготовку учащихся к жизни в современных социально-экономических условиях;

    свободное ориентирование в многообразных информационных потоках, компьютерную и правовую грамотность;

    формирование гражданской позиции, умение противостоять негативным явлениям в общественной жизни, приоритет здорового образа жизни;

    готовность к осознанному профессиональному выбору с учётом потребностей экономики страны;

    непрерывное обновление знаний и профессиональных умений в течение всей жизни.

Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлению окружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно с детства формировать ценностные ориентации. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.

Педагог должен последовательно расширять и углублять представления учащихся о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Использование этих принципов способствует формированию ценностного отношения к человеческой жизни, любви, саморазвитию, формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей.

В учреждениях образования велика потребность в педагогах, деятельность которых направлена на реализацию общечеловеческой сущности образования и воспитания, способствуя:

    укреплению связей и отношений между людьми через организацию их взаимодействия в событийных общностях;

    становлению и развитию неповторимой индивидуальности каждого участника путем создания условий для его самообразования и самореализации;

    обеспечению преемственности между поколениями через воспроизводство лучших образцов человеческой культуры и организацию присвоения их учащимся;

    прорыву в будущее через создание образовательной среды, инициирующей поиск новых способов мышления и деятельности.

Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

    личностное влияние педагога;

    ценностный диалог;

    погружение в ценностную среду;

    специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

    создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора в урочной и внеурочной деятельности. Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

    система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.

    в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;

    результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:

    стремление к уважению, признанию, компетентности;

    стремление к справедливости, гармонии;

    стремление к самореализации;

    потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:

    • познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,

      познание себя через других людей и других через себя,

      преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,

      представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.

«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». (А. Дистервег).

В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций школьников и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.

Литература

    Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.

    Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.

    Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

    Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

    Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

    Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в совре менном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

    Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.

    Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.

    Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.

    Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4.

    Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.

    Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.

    Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая пси хология. СПб., 1999.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/

    Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.

Приложение 1

Дорогой друг!

Шкала «Познание как ценность»

А.

Я думаю, что выражение «век живи - век учись» неверно.

Б.

Выражение «век живи - век учись» я считаю правильным.

А.

Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе,
доставляет мне удовольствие.

Б.

Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.

А.

Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве лики.

Б.

Усилия, которых требует процесс познания, стоят того,

ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.

А.

Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.

Б.

Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.

А.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.

Б.

Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

А.

Мне кажется, что каждый человек должен иметь пред ставление об основных законах природы и общества.

Б.

Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно гие люди вполне могут обойтись.

А.

На уроках мне чаще всего бывает скучно.

Б.

На уроках мне никогда не бывает скучно.

А.

Я очень увлечен учебой в школе.

Б.

Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.

А.

Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается

Б.

Мне не нравится учиться в школе.

А.

Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.

Б.

Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

Приложение 2

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Я - ценность»

А.

Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.

Б.

Я определенно себе нравлюсь.

А.

Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.

Б.

Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.

А.

Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра виться с проблемами, возникающими передо мной.

Б.

Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.

А.

Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

Б.

Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за висит от моих достижений.

А.

Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.

Б.

Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.

А.

Я всегда уверен в себе.

Б.

Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.

А.

Самоанализ всегда необходим для человека.

Б.

Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.

А.

Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

Б.

Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен ными чувствами и желаниями.

А.

Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.

Б.

Мне всегда удается быть искренним.

А.

Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.

Б.

Мне кажется, что мне нечем гордиться.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 3

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Другой - ценность»

А.

Я думаю, что большинству людей можно доверять.

Б.

Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.

А.

Люди редко раздражают меня.

Б.

Люди часто раздражают меня.

А.

Большинство людей стремится выбирать легкий путь.

Б.

Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.

А.

Зависть свойственна только неудачникам, которые счита ют, что судьба к ним несправедлива.

Б.

Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

А.

О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб рый он или злой.

Б.

Обычно оценить человека очень легко.

А.

По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

Б.

Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо статки.

А.

Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

Б.

Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони мают окружающих.

А.

Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.

Б.

Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.

А.

Мне нравится большинство людей, которых я знаю.

Б.

Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.

А.

В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.

Б.

В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Общественно полезная деятельность»

А.

Главное в жизни - нравиться людям.

Б.

Главное в жизни - приносить пользу людям.

А.

Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.

Б.

Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин тересно.

А.

Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.

Б.

Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.

А.

Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.

Б.

Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.

А.

Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.

Б.

Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.

А.

Я всегда чувствую активность, сильное стремление к дея тельности, присутствие значительного запаса энергии.

Б.

Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по вредить человеку.

А.

Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздра жают.

Б.

Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.

А.

Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлет ворения.

Б.

Интересное, творческое содержание работы - само по себе награда.

А.

Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

Б.

Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».

А.

Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружа ющих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не уда ется.

Б.

Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 5

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.

Шкала «Ответственность как ценность»

1

А.

У меня часто возникает потребность найти обоснование
тем своим действиям, которые я совершаю по собственному же
ланию.

Б.

У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.

2

А.

Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.

Б.

Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно.

3.

А.

Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.

Б.

Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

4

А.

Осуществление моих планов в будущем лишь в незначи тельной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

Б.

Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.

5

А.

Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удает ся выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.

Б.

Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.

6

А.

Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.

Б.

Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе.

7

А.

Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.

Б.

Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.

8

А.

Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отно шусь ответственно.

Б.

Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ ственно.

9

А.

Могу сказать, что у меня есть чувство долга.

Б.

Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

10

А.

Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни

Б.

Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Благодарим за участие в анкетировании!

Некоторые родители уверены, что воспитание детей напрямую зависит от их собственного поведения и взглядов на жизнь. На самом деле, роль учителя в воспитании детей также огромна, неоценима, и именно этому вопросу посвящена данная статья.

Задачи педагога в воспитании весьма разнообразны. Так, например, именно учитель закладывает в детей основы патриотизма. Современная классно-урочная система обучения помогает детям привыкнуть к определенному поведению в классе, воспитывает в них сдержанность и уважение к старшим.

Однако главное, на что влияет преподаватель - это воспитание уважительного отношения к науке и к процессу познания. Именно данную цель должен преследовать педагог на каждом своем уроке. Записывая что-то в тетрадь, получая хорошую или плохую оценку, педагог с первого класса приучает детей уважительно относиться к научным знаниям.

И тут очень важно, чтобы слова и действия родителей не противоречили тому, что говорит педагог. Так, например, некоторые мамы проявляют непредусмотрительность, заявляя детям, что знания по тому или иному предмету вряд ли им пригодятся. Поскольку в первые 10-12 лет жизни родители являются непререкаемым авторитетом для ребенка, перебудить малыша в дальнейшем не получится. В результате, все воспитательные усилия педагога окажутся напрасными.

Роль педагога в воспитании ребенка базируется на беспрекословном уважении каждого ученика по отношению к учителю. Именно поэтому родителям никогда не стоит высказывать свое негативное мнение о педагоге вслух при ребенке, поскольку это напрямую влияет на отношение к школе и к учебным предметам.

Воспитательные моменты учителем осуществляются не только непосредственно на уроках, но и на классных часах. На таких мероприятиях педагог может воспитывать в своих учениках уважение к старшим, заботливое отношение к окружающей среде, рассказывать им о правилах этикета. Поскольку современные работники школы владеют разнообразными методиками подачи информации, обычно такие воспитательные беседы получаются очень насыщенными и интересными.

Разнообразить рабочую деятельность с детьми можно при помощи разнообразных мероприятий, организованных педагогом. Так, учитель в воспитательных целях может организовать тур по Золотому кольцу или же отправиться в местный театр. Любое мероприятие подобного характера не только расширяет кругозор ребенка, но и воспитывает в нем любовь к культуре, к искусству. Посещение важнейших и самых знаменитых памятников архитектуры помогает воспитать в детях стремление сохранить наследие предков на долгие годы.

Все эти воспитательные моменты ложатся на плечи ответственных преподавателей. Современная школьная программа довольно строга по отношению к недобросовестным преподавателям, и поэтому учителям приходится периодически составлять планы воспитательной работы. В таких планах учитель отмечает все, что он хочет внушить своим детям, все, о чем хочет им рассказать. Зачастую от качества составленного плана зависит итог профессиональной деятельности педагога. Чем больше усилий учитель будет вкладывать в воспитательные процессы на уроках, тем выше будет общая успеваемость в классе.

Задача родителей в данном случае - не препятствовать деятельности педагога, а всячески ее поощрять.

Деятельность современного учителя не ограничивается поурочными планами, ведь иногда гораздо важнее вложить в головы детей элементарные воспитательные нормы. Лучшее, что в такой ситуации могут сделать родители - это организовать правильное общение с педагогом, всячески способствуя его воспитательной деятельности.

Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

  • 1. Страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;
  • 2. Несправедливые обвинения, унижения;
  • 3. Нервное напряжение, стрессы;
  • 4. Одиночество;
  • 5. Тотальную неуспешность.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.

Личность вовсе не является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом "пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно, принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям. Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками, знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего развития.

Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так, физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и развитие личности в целом.

Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный, деятельностный, технологический.

Анализ педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте педагог.

Заключение

Таким образом, развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

В самом общем виде развитие личности есть становление особой формы целостности, включающего четыре формы субъектности: субъекта витального отношения к миру, субъекта предметного отношения, субъекта общения и субъекта самосознания.

Иначе говоря, становясь личностью, человек формирует и развивает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляя себя перед самим собой.

 

Возможно, будет полезно почитать: