Познавательные подвижные игры. "подвижные развивающие игры для детей школьного возраста"

Игры, развивающие силу и выносливость

Скакалки.

Описание: игроки прыгают через скакалку различным образом — на двух ногах, на одной ноге и т. д. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Скакалки.

Классики

Описание: на игровой площадке чертятся классики. Игроки должны, прыгая на одной ноге и толкая биту перед собой, пропрыгать с 1 - го по 10-й класс. Если бита вылетает за пределы классиков, игрок уступает место следующему. Выигрывает тот участник, который первым пропрыгает все классы.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел, бита.

Волшебный канат

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Команды занимают позиции по разные стороны от средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь перетянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удается.

Материалы и наглядные пособия для игры

Канат, мел для обозначения средней линии.

Себикуза

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игра проводится в парах. Игроки занимают позиции по разные стороны от средней линии. Задача игроков — перетянуть за руки противника на свою сторону. Тот из игроков, который заступает за черту, проигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел, которым надо начертить среднюю линию на игровой площадке.

Не урони мешочек

Развиваем координацию движений, чувство равновесия

Описание: дети кладут мешочек на голову, разводят руки в стороны. Играющие ходят по залу под медленную музыку, стараясь не уронить с головы мешочки. Не теряет тот, кто держит спину прямо и не опускает голову вниз.

Следует отметить тех, кто ни разу не уронил мешочек.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие мешочки с песком или крупой.

Эстафета на четвереньках

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего участники бегут на четвереньках до флажка и обратно. Побеждает та команда, участники которой первыми пройдут дистанцию.

Материалы и наглядные пособия для игры

Эстафета с воздушным шаром

Описание : участники с ракеткой и воздушным шаром бегут до куба и обратно, ведя воздушный шар ракеткой, стараясь, чтобы он не упал.

Материалы и наглядные пособия для игры

Теннисные ракетки, воздушные шары.

Паучки

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. В таком положении по сигналу ведущего он бежит до флажка и обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота, мяч.

Тачка

Описание : игроки делятся на 2 команды. В каждой команде должно быть четное число игроков. Игроки встают парами: один из участников — на руки, второй держит первого за ноги. В таком положении игроки по сигналу ведущего передвигаются по игровой площадке. Побеждает та команда, участники которой первыми пройдут дистанцию.

Мел, для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Собачка

Развиваем быстроту реакции, ловкость

Описание: играющие встают в круг на расстоянии шага. В центре круга — водящий («собачка»). Игроки по кругу перебрасывают мяч друг другу, а «собачка» должна дотронуться до мяча. Тот игрок, у которого «собачка» коснется мяча, становится в круг, а бывшая «собачка» занимает его место.

Материалы и наглядные пособий для игры

Кенгуру

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание : игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, прошедшая дистанцию первой.

Материалы и наглядные пособий для игры

Мяч, для обозначения линии старта (финиша) флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Скачки на мячах

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание : игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первые участники каждой команды садятся на мячи и по сигналу ведущего прыгают до флажка и обратно. На старте они передают мячи следующим участникам. Выигрывает команда, прошедшая дистанцию первой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Спортивные надувные мячи, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Буйволы

Описание: игра проводится в парах. На участников игры надевается веревка, которая выполняет функцию упряжки. Игроки располагаются на одинаковом расстоянии от центральной линии. На некотором расстоянии от игроков ставят стулья и кладут на них колокольчики. По сигналу ведущего игроки стараются перетянуть соперника на свою сторону. При этом они должны схватить со стула колокольчик. Тот, кому первым удастся позвонить в колокольчик, становится победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная веревка, мел для обозначения средней линии, 2 стула, 2 колокольчика.

Детский волейбол

Развиваем меткость, координацию движений

Описание: играющие делятся на две равные смешанные команды. Дети и взрослые перебрасывают мяч через сетку, стараясь попасть в обручи, лежащие на стороне противника. За каждое попадание в обруч — очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, обручи, волейбольная сетка.

Бой баранов

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: в игре принимают участие 2 человека. Игроки располагаются в круге на корточках, вытягивая руки вперед. Задача игроков — вытолкнуть друг друга за пределы круга, ударяя ладонями о ладони противника. Выигрывает тот участник, которому это удается.

Игру можно проводить в различных вариантах, игроки могут выталкивать друг друга из круга:

Упираясь руками в плечи противника;

Упираясь лбами;

Упираясь грудью, сцепив руки за спиной;

Упираясь спинами;

Встав боком друг к другу и т. п.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел, которым надо начертить небольшой круг.

Переправа

Описание: участники делятся на 2 команды. По 2 участника от каждой команды растягивают веревки от старта до финиша. Задача остальных игроков — переправиться от линии старта до линии финиша, стоя на скейтбордах и перебирая руками по веревке. Выигрывают игроки той команды, которые первыми пройдут дистанцию. Во втором варианте игры один из участников каждой команды находится на линии финиша и держит один конец веревки. Остальные игроки, стоя или сидя на скейтбордах, берутся за другой конец веревки. Игрок, находящийся на финише, начинает тянуть товарища. Побеждает та команда, игроки которой будут первыми переправлены к финишу

Материалы и наглядные пособия для игры

Скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.

По камешкам

Развиваем координацию движений, чувство ритма

Описание : дети группируются в колонну. Beдущий произносит текст:

По ровненькой дорожке, Дети идут шагом.

Шагают наши ножки —

Раз, два, раз, два. Дети прыгают на двух ногах.

По камешкам, по камешкам...

В ямку — бух! Дети садятся на корточки.

Вылезли из ямы. Дети встают, поднимают руки вверх.

Материалы и наглядные пособия для игры

Если игра проходит в спортивном зале, то возможно музыкальное сопровождение.

Через ручеек

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: на игровой площадке рисуют ручеек, который к концу постепенно расширяется. Ведущий начинает игру словами:

Через поле и в лесок

Побежал наш ручеек.

Он не узок, не широк,

Он не мелок, не глубок.

Раз шажок, два шажок —

Перешли мы ручеек!

Игрокам предлагается перешагнуть через ручеек: сначала через узкое его место, затем там, где он шире и шире. В самом широком месте ведущий повторяет стихи, заменяя последние строки.

Раз прыжок, два прыжок —

Не замочим наших ног!

Если игрокам удается перепрыгнуть ручеек, их необходимо поощрить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Подарки

Развиваем координацию движений, воображение, ловкость

Описание: дети встают в круг. Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки ходят по кругу со словами:

Принесли мы всем подарки.

Кто захочет, тот возьмет.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

Затем дети останавливаются, и водящий должен назвать один из перечисленных подарков. Если водящий выбирает коня, то игроки имитируют движения коня, т. е. бегут друг за другом по кругу, высоко поднимая колени, если куклу — танцуют на месте, если волчка — кружатся на месте, а затем присаживаются на корточки, если самолет — бегут друг за другом по кругу, подняв руки в стороны, а затем останавливаются и присаживаются на корточки. Водящий выбирает кого-либо из круга и меняется с ним ролями.

Эстафета с обручами

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Первый игрок каждой команды получает обруч. По сигналу ведущего участники, прыгая через обруч, начинают передвигаться к финишу. Выигрывает та команда, все игроки которой первыми пройдут дистанцию.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические обручи, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Носильщики

Описание: игроки делятся на 2 команды, в каждой из которых четное количество участников. В эстафете участвуют пары игроков. Они зажимают мяч между 2 гимнастических палок и, стараясь его не уронить, бегут до флажка и обратно. Затем передают ношу следующей паре и так до тех пор, пока все участники команды не пройдут дистанцию. Та команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические палки, мячи, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Эстафета «дружба»

Развиваем ловкость, физическую силу

Описание: команды выстраиваются в колонны по два за линией старта. У ног первых пар на земле лежит обруч. По сигналу первые пары запрыгивают в обруч, поднимают его и, держа обруч двумя руками, бегут до куба, обегают его, возвращаются обратно. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Обручи, кубы.

Ведение мяча

Развиваем ловкость и координацию движений

Описание : игроки делятся на 2 команды. Задача каждого игрока — пройти дистанцию, одной рукой ударяя мяч об пол. Та команда, которая сделает это первой, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Переброска мяча

Развиваем быстроту реакции, координацию движений

Описание : игроки строятся в шеренгу. Первый номер бросает мяч второму номеру, тот — третьему, третий — четвертому и так до последнего участника в команде, который бежит с мячом на правый фланг шеренги, становится рядом с первым номером и передает ему мяч, и т. д. Выигрывает команда, в которой быстрее первый номер вернется на свое место.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мячи по числу команд.

Гонки с шестом

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Задача каждого игрока команды — доехать на скейтборде до флажка и обратно, отталкиваясь шестом от земли. Та команда, игроки которой пройдут дистанцию быстрее, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Скейтборд, шест, мел для обозначения линии старта и финиша, флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Толкание с шестом

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание: в игре участвуют 2 игрока. Они располагаются в круге, захватывают шест каждый со своей стороны. Задача каждого игрока — вытолкнуть противника за пределы круга.

Материалы и наглядные пособия для игры

Шест, мел.

Чехарда

Развиваем физическую силу и ловкость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Первый игрок наклоняется вперед. Следующий игрок перепрыгивает через него и также встает, наклонившись вперед. Затем следующий игрок перепрыгивает через двух стоящих и также встает, согнувшись. Как только все участники команды встанут на дистанции, первый игрок, который теперь оказался последним, перепрыгивает через всех стоящих впереди и опять встает, согнувшись. И так до тех пор, пока все игроки не пересекут линию финиша. Та команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Попади в след

Развиваем ловкость, координацию движений

Описание : игрок стоит на полу. Ведущий очерчивает мелом его стопы. Нужно, прыгнув вверх и сделав в воздухе поворот на 360°, приземлиться на прежнем месте.

Материалы и наглядные пособия для игры

Паровозик

Развиваем координацию движений, ловкость

Описание: игроки делятся на 2 команды. По сигналу ведущего первый игрок бежит дистанцию. Когда он возвращается к команде, за него цепляется следующий игрок, и они бегут дистанцию вместе. Действие повторяется, пока все участники команды не пробегут дистанцию, сцепившись в паровозик. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.

Пожарные

Развиваем физическую силу и выносливость

Описание : в игре может принимать участие несколько команд. На игровой площадке чертят линию старта (он же и финиш). К верхней перекладине шведской стенки крепятся колокольчики для каждой команды. По сигналу ведущего игроки добегают до стенки, забираются вверх и звонят в колокольчик. Та команда, которая выполнит задание первой, становится победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастическая стенка, колокольчики, мел.

Толкатели мяча

Развиваем физическую силу и глазомер

Описание: игра проводится на спортивной площадке. Задача каждого игрока — толкнуть мяч как можно дальше. Ведущий в процессе игры отмечает на площадке место падения мяча каждого игрока. Когда все игроки закончат бросать мяч, можно подвести результаты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Набивной мяч, мел.

Эстафета с коромыслом

Развиваем физическую силу и координацию движений

Описание : игроки делятся на 2 команды. На игровой площадке расставляют поворотные стойки, которые предстоит оббегать игрокам. По сигналу ведущего игроки начинают движение по дистанции.

Они несут на плече коромысло — гимнастическую палку с ведрами, наполненными теннисными мячами, стараясь его не уронить. Та команда, которая пройдет дистанцию первой, выигрывает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастическая палка, небольшие пластиковые ведра, заполненные теннисными мячами, поворотные стойки высотой не менее 1,5 м, мел для обозначения линии старта (финиша).

Затяжной прыжок

Развиваем физическую силу, ловкость

Описание: став на гимнастическую скамейку и захватив руками канат, отведенный в крайнюю точку, участник летит в противоположную точку и приземляется на маты. Побеждает приземлившийся дальше всех.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастическая скамейка, канат, маты.

Игры, развивающие гибкость

Передача мяча

Развиваем гибкость и ловкость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Та команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Передача мяча змейкой

Развиваем гибкость

Описание : игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников — передать мяч, стоящему сзади, причем один из игроков передает мяч над головой, а другой — между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

Материалы и наглядные пособия для игры

Эстафета «туннель из обручей»

Развиваем гибкость

Описание: игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические обручи.

Черепахи

Развиваем гибкость

Описание : дети ползут на животе, передвигая одновременно правую руку и левую ногу, затем левую руку и правую ногу. «Черепахи» ползают по площадке под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Игрок, задевший веревку, считается пойманным в «капкан» и выходит из игры.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стойки, веревки.

Эстафета с гимнастической палкой

Развиваем гибкость

Описание : игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические палки.

Футбол раков

Развиваем гибкость

Описание: на площадке ставят две дуги — это ворота (без вратарей). Игроки делятся на две команды. Во время игры они передвигаются с опорой на ноги впереди и на руки за спиной. Игроки должны забить мяч своим соперникам в ворота. Руками играть нельзя. Тайм в футболе раков — 3 минуты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Две дуги, мяч.

Циркачи

Описание: в игре может участвовать любое количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

Материалы и наглядные пособия для игры

Гимнастические обручи.

Летающий мяч

Развиваем гибкость

Описание: игроки встают в круг и начинают перекидывать мяч друг другу. Их задача — не дать мячу упасть как можно дольше. Игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мостики

Описание : необходимо разметить игровое поле — квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определяет участника, а с помощью вертушки — номера квадратов, в которых участник должен разместить свои руки и ноги. На игровом поле размещаются все игроки. Задача каждого игрока — продержаться на поле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящим ролями.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел, вертушка с числами от 1 до 16.

Путаница

Развиваем гибкость

Описание : из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего — распутать путаницу.

Материалы и наглядные пособия для игры

Музыкальное сопровождение.

Ящерицы

Развиваем гибкость

Описание : в игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке для обозначения места поворота, кегли.


Детские игры – это не только веселое времяпрепровождение и развлечение малышей, но и важный компонент их развития и воспитания. Особое значение для развития детей имеют развивающие подвижные игры. По своей сути подвижные игры с правилами можно считать упражнениями, посредством которых маленькие члены общества готовятся к взрослой жизни. В процессе таких забав они получают очень ценные для него знания и сведения об окружающем мире и людях, у них развивается смекалка, сноровка, ловкость, вырабатывается логическое мышление и ценные морально-волевые качества.

Увлекательная и эмоциональная подвижная деятельность побуждает детей проявлять и развивать свои умственные и физические возможности и навыки. Во время игр вырабатывается мгновенная реакция: игроку необходимо молниеносно реагировать на сигналы «Беги», «Лови», «Хватай», «Стой» и т.д. Посредством подвижных занятий ребята могут реализовать свободу действий, что, в свою очередь, закладывает основы их физического развития. С точки зрения классической педагогики, подвижные развивающие игры для детей – одно из самых важных средств всестороннего развития малышей. Развивающие игры можно условно разделить на две группы: для детей до 5 лет, и для детей старше 5 лет.

Игры для детей младшего дошкольного возраста (до 5 лет)


Малыши в возрасте до 5 лет в своих забавах учатся новому при помощи подражания. Деток интересует не столько общение со сверстниками, сколько подражание взрослым, а также окружающим животным и птицам. Малыши с большим удовольствием машут ручками, как птички или бабочки, подражают деревьям, а также неживым предметам. Он вживается в образ подражаемого предмета, начинает ему сопереживать. Как следствие, у детей происходит формирование ценных личностных качеств – соучастия, сопереживания, симпатии, сопричастности. Так как у детей до 5 лет ярко выражена способность к имитации, основная масса развивающих подвижных занятий – это игры сюжетного характера. Представляем несколько популярных развивающих игр для деток до 5 лет.

Кот и мыши - хорошо развивает навыки движения по сигналу


  • Малыши (мышки) располагаются на стульях вдоль стены (в норках), при этом воспитатель (кошка) сидит в противоположном углу, и «спит». Участники-мышки расходятся по комнате, но вот внезапно кошка мяукает и просыпается. Задача мышек – вовремя занять свои норки.

Опиши соседа - развивает внимательность, память, наблюдательность

  • Задача участников – по очереди дать описание или характеристику одному из присутствующих малышей. Тот, кто не сможет назвать какой-либо признак, выбывает.

Кукловод - развивает двигательную память.

  • Кукловод-взрослый водит ребенка с завязанными глазами по определенному маршруту, к примеру, шаг назад, два шага влево, три шага вперед и т.д. Задача малыша – после того, как ему развяжут глаза, пройти маршрут в обратном направлении.

Воробушки и автомобиль - развивает навыки движения по сигналу, а также навыки бега и прыжков.

  • Перед началом игры нужно разметить площадку цветными флажками. Дети-воробушки располагаются на своих скамейках-гнездах в одном углу площадки. Воспитатель-автомобиль – на своем стуле-гараже в другом ее конце. По команде воспитателя «Воробушки вылетают из гнезд» дети разлетаются в разные концы площадки. Внезапно автомобиль покидает свой гараж, а воробушки стремительно возвращаются в свои гнезда.

Бегом ко мне - способствует развитию навыков движения по сигналу, развивает навыки прыжков, бега и ходьбы.

  • Малыши сидит на поставленных в ряд стульях, при этом воспитатель должен отойти в дальний конец комнаты. Неожиданно воспитатель зовет участников - «Бегите ко мне», игроки должны как можно быстрее подняться со своих мест, и побежать к воспитателю, который, в свою очередь, их встречает с распростертыми объятиями. Затем взрослый переходит в другой конец комнаты, и снова зовет детей. После того, как малыши утомятся, воспитатель командует «Бегите домой».

Мой веселый, звонкий мяч - вырабатывает навык ритмичных прыжков, бега, обучает выполнению упражнений по сигналу.

  • Перед началом игры нужно расставить стулья по различным углам помещения. Находящийся по центру комнаты воспитатель берет в руки мяч, и, приговаривая «Мой веселый звонкий мяч», начинает отбивать им о пол. Тем временем дети прыгают в такт ударам мяча о пол, имитируя, таким образом, мяч. После того, как дети освоят игру, воспитатель прекращает отбивать мяч, и лишь делает вид, будто он бьет рукой по мячу.

Мыши в кладовке - развивает у малышей движения по сигналам – бег, прыжки и подлезания

  • Детки-мышки сидят на скамейках-норках. Один из углов комнаты обтянут веревкой на расстоянии полметра от пола. Это кладовка, в ней сидит на стуле воспитатель-кот. Кот спит, задача мышек – тихо и незаметно подлезть под веревкой, и съесть воображаемые припасы, хранящиеся в кладовой. Пролезть нужно так, чтобы не зацепить веревку. Неожиданно кот просыпается, а мыши разбегаются по своим норкам. Прогнав мышей, кот возвращается на место, и засыпает. Затем забава продолжается.

Найди флажок - способствует развитию выдержки и наблюдательности у детей.

  • Перед началом воспитатель заранее готовит флажки (по количеству детей). Малыши рассаживаются на стульях, а затем по команде «Встаем» разворачиваются лицом к стене, и стоят так, закрыв глаза и не подглядывая. Тем временем воспитатель прячет флажки, а после того, как он их недалеко спрячет, он командует «Пора», и дети должны найти флажки – каждый по одному. После того, как все флажки найдены, дети строятся в шеренгу, во главе которой малыш, первым нашедший флажок. Ребята делают круг вокруг комнаты, и снова рассаживаются по своим местам – забава продолжается.

Игры для детей старше 5 лет


Характер подвижных развивающих игр для детишек старше 5 лет несколько меняется. Теперь им интересен конечный результат их забав. В играх все явственнее прослеживается стремление малышей выразить свои желания, чувства. Дети уже могут составить план достижения цели, и пошагово реализовывать его. В достижении цели игры они способны использовать довольно богатый социальный, мыслительный и двигательный опыт. Развивающие игры должны нести в себе элементы нравственного воспитания. Во время таких занятий дети учатся совестливости, доброжелательности, организованности, инициативе. Как правило, у детей во время игры наблюдается эмоциональный подъем, они играют с удовольствием, радостью и весельем. Ниже представлены примеры лучших развивающих подвижных игр для детей старшей возрастной группы.

Найди себе пару - развивает реакцию, ловкость и быстроту движений.


  • В занятии участвует нечетное количество детей. Каждому из них нужно раздать по флагу (одного из двух цветов). После сигнала воспитателя ребята расходятся по комнате, затем воспитатель произносит «Не зевай, скорей пару выбирай», и игроки начинают подбирать себе пару с флажком одинакового цвета. Неизбежно один игрок окажется лишним, и тогда ему участники игры говорят «Петя, Петя, не зевай, скорей пару выбирай». Вместо флажков можно использовать кружки из картона или цветной бумаги.

Веселые самолетики - способствует развитию ловкости, реакции и быстроты движений.

  • Участники делятся на 4 группы, каждый член которой получает в руки флажок или картонный кружок определенного цвета. Игроки всех четырех групп становятся в четыре шеренги на свой «аэродром». После команды воспитателя «От винта» ребята сгибают руки в локтях, имитируя крылья самолета. Далее следует команда «На взлет», и дети «разлетаются» по всей комнате. Через минуту-другую следует команда «На посадку», и участники должны приземлиться на свой аэродром, и встать на то же место в шеренге, с которого и начался полет. Проигравшей оказывается та команда, которая построится на аэродроме последней.

Гуси-Лебеди - развивает реакцию, ловкость и сноровку.

  • Игровая комната превращается в луг, на котором пасутся игроки-гуси. Гусей пасет пастух (первый раз это может быть воспитатель, а затем и один из игроков может быть пастухом). Также в игре участвует волк, его роль выполняют по очереди все участники игры. На одном конце луга находится дом, а в противоположном – волчья нора. Пастух выводит гусей пастись, при этом между пастухом и гусями происходит следующий диалог:

Пастух: Гуси, гуси.
Гусиная стая: Га-Га-Га.
Пастух: Есть хотите?
Гусиная стая: Да-Да-Да.
Пастух: Так летите же домой!
Гусиная стая: Мы не можем, над горой, серый волк не пускает нас домой!
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите.

  • После этих слов волк выскакивает из своей норы, и начинает хватать гусей. Пойманную добычу волку нужно снести к себе в нору. Гуси, соответственно, могут спастись лишь у себя в доме. Игра длится три повтора, после чего оставшихся на свободе гусей нужно пересчитать, а волка сменить на другого игрока.

Угадайка - развивает ум, воображение, мимику и жесты.

  • Воспитатель рассказывает сидящим на скамейке в рядок детям, что им нужно представить, будто они сейчас должны сходить в лес, и поймать там бабочку, белочку, кузнечика, пчелы, жука, шмеля и т.д. По команде воспитателя «Вперед» участники расходятся по воображаемому лесу, и в ладошку ловят воображаемое животное или насекомое. Кого-нибудь поймать нужно обязательно. Далее следует команда «Все домой», и участники с закрытыми ладошками несут добычу домой. Затем воспитатель просит участников по очереди рассказать при помощи жестов, мимики, движений корпусом, руками и ногами, а также звуков, пояснить, кого именно они поймали. Остальные участники должны отгадать животное или насекомое – в этом случае оно считается отпущенным. Если никто отгадать не может, участник сам называет свою добычу.

После активных игр и забав дети нуждаются в отдыхе. Компьютерные игры – то что нужно в данном случае. Популярные игры уборка в доме Лунтика по мотивам любимого мульфильма очень нравятся детям. Они всегда с удовольствием играют в нее.

Мы живем в веке информации и новых технологий. Современные дети все больше времени проводят дома за компьютером, не испытывая желания заниматься подвижными играми и совершать прогулки на свежем воздухе. А ведь регулярная и умеренная физическая активность крайне важны для любого организма. Сегодня мы поговорим о том, как происходит влияние подвижных игр на развитие детей , стоит ли уделять им время, какие задачи воспитания должны решаться в ходе выполнения физических упражнений.

Роль подвижных игр в развитии ребенка

Не зря говорят «движение – это жизнь». Ведь именно с помощью регулярной физической активности, малыш сможет повысить свой иммунитет, укрепить здоровье и стать выносливым и ловким. Роль подвижной игры в физическом развитии ребенка неоценима. Такие занятия научат малыша владеть своим телом, улучшат моторику и помогут в освоении новых возможностей своего тела.

Активные игры – это не только лишь развлечение. На самом деле количество пользы при таком времяпровождении немалое. Ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, такие занятия помогают раскрепоститься, преодолеть застенчивость, стать организованным и дисциплинированным, получить новые знания об окружающем мире и закрепить уже знакомую информацию.

ОСОБЕННОСТИ! Подбирайте игры с учетом возраста и особенностей развития ребенка.

Проведение активных развлечений на свежем воздухе вдвойне полезно. Легкие хорошо насыщаются кислородом, укрепляется нервная система, что способствует улучшению качества сна, повышению аппетита, снижению утомляемости и раздражительности.

Подвижные игры для детей цель и задачи

Подвижные спортивные игры – отличное средство для приобщения карапуза к здоровому образу жизни. С их помощью можно научить малыша важным умениям и навыкам. Использовать активные занятия в воспитательных целях могут не только педагоги, но и сами родители.

Цель подвижных развлечений – не только помочь детям весело провести свой досуг, но и научить таким важным вещам, как взаимодействие в команде, взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, упорство.

Регулярная физическая активность способна укрепить здоровье малыша. Задача родителей вызвать у крохи неподдельный интерес к подвижным развлечениям, а также научить его играть самостоятельно, соблюдая все необходимые правила.

Также использование подвижных игр с детьми служит отличным способом для корректировки индивидуальных особенностей детей. С их помощью стеснительного и робкого малыша можно научить быть общительным и коммуникативным, гиперактивного – дисциплинированным и собранным и т.д.

Важно, чтобы каждый ребенок в игре побывал как в главной роли, так и во второстепенной. Для активных детей хорошо подойдут занятия, требующие сосредоточенности и выполнения четкий действий, от которых будет зависеть конечный результат. Пассивным малышам лучше сначала предложить освоиться в несложных развлечениях, постепенно помогая развить быстроту и ловкость, а после, при достижении положительной динамики, перейти уже на более сложные уровни занятий.

СПРАВКА! Перед началом развлечений обязательно понятно и подробно объясните детям правила, поясните, что их соблюдение очень важно, в игре необходимо всегда оставаться честным, справедливым. После занятий проведите беседу с малышами, поговорите о совершенных ошибках, расскажите, как избежать их, а главное, не забудьте, похвалить за успехи.

Подвижные игры как средство развития ребенка

Несомненно, подвижные игры в развитии детей дошкольного и школьного возраста необходимы, они способствуют как физическому, так и психическому развитию ребенка – неоспоримый факт. Какую же пользу получает малыш, регулярно практикуя такое времяпровождение?

Самое главное – дети испытывают неподдельное удовольствие от подвижных игр, эмоциональный подъем и искреннюю радость. Активные занятия отлично подходят для снятия психологической напряженности . Малыш, играя, расслабляется, абстрагируется, «выбрасывает пар», учится контролировать свои эмоции. Многие дети постепенно преодолевают комплексы.

Победы и поражения в игровых занятиях помогают освоить жизненные реалии с самого детства. В игровой форме лучше всего происходит процесс воспитания и обучения, ведь кроха на таких занятиях максимально расслаблен.

Сталкиваясь с очередными правилами игры, малыш понимает, что нельзя нарушать их, это отлично дисциплинирует и стимулирует быть организованным.

ОСОБЕННОСТИ! Чтобы сохранить интерес крохи к играм, важно постоянно и плавно усложнять их, применять новые варианты. Используйте символические призы в виде сладостей или подарите победителям памятные сувениры. Помните, участвуя в интересных занятиях, дети зачастую забывают о времени и даже не чувствуют усталости.

Играя в команде, кроха учиться взаимодействовать с другими участниками, что развивает его коммуникативные навыки и помогает наладить общение со сверстниками, находить компромиссы.

Мало кто знает, но подвижные игры способствуют и развитию интеллекта. Многие активные занятия предполагают не только участие в физическом воспитании детей, но и требуют усиленной умственной работы, быстрого принятия решения.

Занятия помогают преодолеть многие личные психологические барьеры: стеснительность, замкнутость, неуверенность. Для того чтобы почувствовать веру в свои силы бывает достаточно одной лишь победы. Такие развлечения стимулируют стать лучше, помогают проявить свои скрытые возможности. Ведь многие активные игры носят соревновательный характер, где каждый участник стремится быть лучше остальных.

Посредством подвижных занятий ребенок практикуется в выражении различного спектра эмоции. Карапуз радуется своей победе, сопереживает проигравшим участникам, поддерживает и защищает слабых и т.д. Все это требует нелегкой внутренней работы над самим собой.

ВАЖНО! Если родители хотят наладить взаимоотношения с малышом и укрепить эмоциональную связь, особенно это касается сложных кризисных периодов в развитии, подвижные игры хорошо помогут им в этом.

Многие активные развлечения требуют умения быстро реагировать на различные неожиданные ситуации, принимать решения новых задач, проявляя инициативу, изобретательность и сообразительность.

Привить интерес современных детей к подвижным играм несложно. Регулярно проводите увлекательные активные занятия, стимулируйте желание своего чада вести здоровый образ жизни, а главное, подавай собственный пример.

Значение подвижных игр в жизни детей: полезное видео

Подвижные музыкальные упражнения оказывают комплексное воздействие на развитие малыша. Подробнее об этом вы узнаете после просмотра следующего видео:

Развивающие подвижные игры.

Инструктор по физической культуре: Зуева Е.А.

Игры – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей. Ребёнок периодически участвует в разных играх, игры повторяются и он начинает видеть свой рост, своё движение. Тут он постоянно проигрывал - а вот уже начал выигрывать.

Игры бывают разными. В педагогике распространилось мнение, что игры-соревнования как бы «непедагогичны» Ведь там есть победители и проигравшие. Победить хорошо, но проиграть… Лучше, чтобы проигравших не было. Почему? Говорят: «Если ребёнок часто проигрывает, у него возникает заниженная самооценка» Действительно, заниженная самооценка – вещь весьма и весьма вредная. Впрочем как и завышенная.

Настоящая проблема состоит, как видно, не в том, что лучше – заниженная или завышенная самооценка, а в том, чтобы самооценка была адекватная, чтобы ребёнок хорошо знал свои реальные возможности и силы.

Ребёнок играет не в одну, а в разные игры, не с одним человеком, а со многими. В одни игры ребёнок проигрывает, в другие выигрывает. Игры дают ребёнку способ разобраться в том, что он умеет, что нет, что получается хорошо, что плохо.

Говорят также, что игра как соперничество – негуманна. По мнению таких « гуманистов» люди вообще не должны соперничать. Но это совершенно неверно. Что такое соперничество как ни сравнение своих результатов с результатами других людей? Это может быть больно или не очень приятно, но факт остаётся фактом – это мощный стимул человеческого совершенствования.

Существует также некий минимальный уровень агрессивности в поведении людей, и его необходимо «сбрасывать» Именно в играх с соперничеством, в играх – соревнованиях это и происходит. Лучше, чем в драках. Поэтому – то игры это и есть настоящий, а не поддельный гуманизм.

Конечно не хорошо, если ребёнок всё время проигрывает. В играх частенько складываются ситуации, когда игроки по силам не равны. Если вы видите, что ребёнок часто проигрывает, то подберите ему игру по его способностям, чтобы он добился успеха. Такая игра всегда найдется!

Многие педагоги и родители не хотят, чтобы ребёнок вообще когда-либо проигрывал. Возможно, это желание возникает из-за личных проблем таких взрослых. Это они сами в своём детстве не доиграли, не научились проигрывать и теперь, боясь проигрыша, «проецируют свои страхи на детей. Человеческая же мудрость твердит и твердила: человек должен уметь проигрывать, должен уметь «держать удар». Невозможно научиться этому, если не попробуешь. Лучший для этого способ: игры-соревнования.

1.Пятнашки.

Дети природой запрограммированы на бег. Ведь что может быть лучше такого упражнения, где быстрое, стремительное ускорение сменяется активным торможением или отчаянной попыткой увернуться? Салки – это еще и хорошая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у ребёнка. Среди множества подвижных игр салки –может быть, самая любимая игра. Существуют сотни видов салок. В книге «365 развивающих игр» приведены самые известные.

«Волки во рву»

«Ловись, рыбка»

«Горелки»

«Салки с мячиком»

«Круговые салки»

«Бег с переменой направления»

«Цепные салки»

«Колдунчики»

2.Игры на развитие сенсорных способностей.

Сенсорные способности – это чувства: зрение, слух, осязание..Хорошо видеть – это во многом –умно видеть, четко распознавать увиденное.

Слышать – это прежде всего умно услышать, уметь распознать то, что услышал, запомнить услышанное. Осязать – значит хорошо распознавать тактильные ощущения, четко их вспоминать в нужный момент. Очень важно развить нормальные сенсорные способности. Потому что отставание будет незаметно тормозить успехи ребёнка во всех сферах, во всех областях человеческой деятельности.

«Что изменилось?»

«Испорченный телефон»

«Чудесный мешочек»

«Барабанщик»

«Письмо на ладони»

«Слепой и поводырь»

3.Народные игры.

Каждая река имеет исток. Так спросим себя: где начинаются игры? Самые замечательные, самые волнующие и увлекательные из них возникли в далёкой древности. Может быть сам человек возник вместе с игрой? В играх каждого народа отражается его душа, его истоки, его история. В играх бессознательно дети усваивают многие особенности Отечества, то, что невозможно объяснить словами, то, что переливается в душу ребёнка без нравоучений и нотаций.

Народные игры хороши не только тем, что развивают разнообразные качества, например быстроту, силу, ловкость, но они также учат уважению к самому себе, как к частице своего народа, и к другим народам Земли. Каждый народ велик по своему – эту истину несут детям народные игры.

«Чехарда»

«Жмурки»

«Канат»

«Бег в мешках»

«Колечко»

«Волк и козлята»

«Кошки и мышки»

«Золотые ворота»

4.Игры на внимание

Произвольное внимание формируется у ребёнка с 4 до 8 лет. Часто дети не могут спокойно высидеть, когда читают книгу или проходит какое-либо занятие. Внимание можно тренировать с помощью всё тех же игр.

«Ам!»

«Зеркало»

«Нос,нос,рот…»

«Небылицы»

«Сыщик»

«Делай, как я»

«Ладонь, кулак»

5. Игры на развитие воображения.

Воображение – одна из самых волшебных способностей человеческой психики. Творчества без воображения просто не существует. Память становится бедной, слабой, если её лишить тех зацепочек, которые даёт воображение. Можно сказать и так – счастье человеческое почти целиком основано на воображении.

«Что лежит в коробке?»

«Найди сходство»

«Фантазёры»

«Живая скульптура»

«Живые картины»

6. Игры для рук и …ног.

Между «моторными» зонами коры головного мозга и всеми другими частями мозга имеется множество связей. Чтобы ребенок хорошо говорил, а затем и читал и писал, нормально развивался, нужно уделять большое внимание развитию четкости движений рук и..ног.

«Рисуем ногой»

«Обезьянки»

«Из корзины в корзину»

«Перетяжечки»

6. Игры на развитие театральных способностей.

Человек играет вполне определённые роли, постоянно их меняя. Без умения разыгрывать роли общение может быть затруднено, потому что окружающие люди ориентируются на определённый тип стандартного поведения, задаваемый ролью.

«Живая скульптура»

«Тень»

«Зеркало»

«Передай жестами»

«Насос и мяч»

7.Командные игры.

Дружба –великая ценность. Но и дружбе нужно учиться. И нет лучшего учителя общения, чем игры, прежде всего - командные игры, где чувствуешь плечо партнёра по команде, где выигрыш зависит от общего взаимодействия. Говорят, если игра закончилась вничью, «побеждает дружба», но это выражение имеет и другой смысл – дружная команда имеет преимущество.

«Перетяни за черту»

«Дракон»

«День и ночь»

«Захват флажка»

Литература:

Е.Беляков «365 развивающих игр»

«Подвижные игры народов СССР»

 

Возможно, будет полезно почитать: