Натуральный шелк – виды ткани, уход и история. Искусственный шелк: свойства, состав, применение и уход Натуральный шелк – история происхождения ткани

Хотите знать, как ткань ткется? Да просто! Берется большая рама, в нее набиваются гвоздики со всех сторон на одинаковом расстоянии, по вертикали натягиваются нити основы, а переплетать их будут по горизонтали нити утка. Но с самим сотканным шелком еще повозиться надо. Его нужно отварить в мыльно-щелочном растворе, чтобы удалить остатки серицина. Правду сказать, после отваривания шелк теряет до трети от прежнего веса. Его нужно утяжелять специальными растворами. Для каждой шелковой ткани раствор свой. На этом мы останавливаться не будем. Только вспомним о дубовом шелкопряде. При отварке серицин полностью не удаляется, ткань получается толстой, с узелками. Такая ткань называется диким шелком или туссой.
Вообще, сорт ткани зависит от переплетения нитей, потому и шелк имеет разные названия. Вот здесь в заветной тетрадке все о шелковых тканях записано, как положено, в алфавитном порядке!
Атлас. Плотная ткань атласного переплетения. Соотношения утка к основе один к пяти. Впервые соткан, конечно, в Китае, вот образцы, посмотри: легкий для блузок и платьев, матовый с изнанки, блестящий с лица. Двухсторонний, тяжелый, этот хорош для постельного белья. Из него же шьют кимоно и халаты! Атласная ткань имеется на любой вкус: атласный стрейч, атлас муаровый с рисунком и без, одним словом выбор богатый. Ниспадающий, нежный и гладкий, не случайно на первом месте в моей тетрадке.
Бареж. Прозрачный шелк французского происхождения, изготовлен в газовой технике: основа к утку - один к одному. Из барежа шили дамское белье, украшали корсеты, мужские сорочки, панталоны, воротники и манжеты. Позже в бареж стали добавлять прядильные отходы. Ткань, потеряв былой блеск, вскоре вышла из моды.
Бархат. Мягкий, пушистый с лицевой стороны, гладкий и нежный с изнаночной, вот взгляни. В основу вводят ворсовые нити, вытягивая петли- готов петельчатый бархат. Если петли разрезать - получится разрезной, а если ворс двойной и разной высоты - бархат рытый. В 1652-ом в России был создан Бархатный двор. Бархат шел на отделку кресел и диванов, на пошив платьев и кафтанов. Подбивались бархатом шубы собольи, жаль, не носим одежды такие сегодня…
Батист. Тонкая ткань полотняного переплетения. Скрученные нити утка и основы переплетают друг друга, создавая однородную фактуру. Без рисунка и прочих глупостей простой и прочный батист в 13 веке создал прекрасный мастер-ткач - Франсуа Батист. Сегодня батист ткут из хлопка, дешевая ткань используется для изделий разного толка.
Брокатель. Один из примеров узорного ткачества. В нити шелковой основы вплетали шерстяные нити, скрученные с тонкими нитями серебра или злата, следуя задуманным мотивам. Получалась ткань высокого качества. Легкая, полупрозрачная, тонкая всем на диво.
Бурдесуа. Шелковое сырье из поврежденных коконов шелкопряда. Используется как уток в сортах ткани низкого разряда.
Газ. Прозрачный шелк, две нити основы переплетают один уток. Существует несколько сортов газа, перечислю несколько, не моргнув глазом:
Газ-иллюзион - самый тонкий;
Газ-кристалл - самый блестящий и яркий;
Газ-марабу - самый жесткий;
Газ-рис - самый мягкий.
Грезет или гризет. Шелк низкого сорта с цветочным рисунком серого цвета. А вот вопрос, что означает слово «грезетка»? Бедная девушка из рабочих кварталов Парижа в скромном платьице из гризета.
Грогрон. Ткань высокого качества. От лучших коконов шелкопряда получают самую длинную нить и получается эталон шелкоткачества. Тонкий и легкий. Ткань для невесты. Одна часть слова - «гро» - означает шелк, другая - название места. Потому гродешин - из Китая, грондавер из Анвера, гродеберлин - из Берлина, гродефлоранс - из Флоренции, гродетуар - из Тура, все тот же грогрон, но различной фактуры.
Дама. Двухсторонняя ткань из Дамаска, где лицо, где изнанка, не разобрать без подсказки. Чередование атласного и полотняного переплетения, как и горгрон имеет разные названия и происхождение. Дамассе - атласный крупный узор на матовом поле, дамаскет сверкает металлическим блеском цветов на атласном фоне.
Дамаск. Шелковая материя восточного происхождения. Переплетение копровое предназначалось для церковного облачения. Более легкий дамаск полотняного переплетения шел на одежду мирян, дамасское кружево славилось, густотканным тяжелым дамаском мебель мягкая обтягивалась.
Диаспер. Тонкий золотистый шелк. Основа одна плюс соединительный и рисуночный уток.
Дымка. Легкий прозрачный шелк шелковой нитью вышит - каждый цветок изяществом дышит.
Дюшес. Высококачественный шелковый сатин, блестящий и плотный. В старину у купцов товар номер один, ходовой и бойкий. Штаны, шаровары, рубахи носили щеголи-заводчики и зажиточные казаки.
Жаккард. Двухсторонний блестящий шелк с рисунком всегда в авангарде. Изобретен Жозефом Марией Жаккардом. Это и шпалеры, и матлассе, и клоке; вырабатывается все на жаккардовом станке.
Кайосети. Набивные ткани кайосети получили популярность в Японии в У111 веке. Необычайные и оригинальные узоры наносились деревянными формами - манерами. Нередко сочетали набивку с ручной росписью (набиты цветочки метко, тушью написана сакуры ветка, с подписью мастера). На одежду шла ткань кайосети, для ширм же расписывался шелк-рокети, в технике горячего батика, лаконично и тонко. Японские ткани древних времен и средних веков до сих пор поражают потомков.
Креп. Рельефный, полупозрачный шелк с рисунком и без. Основу из туго скрученных нитей переплетают слабо скрученный уток. Креп имеет много сортов и названий: креп-маронн, крепдешин, креп-жоржет. Нежный, легкий и мягкий, шьют в основном из крепа блузки и платья. Крепдешин шасси. Это легкая ткань с эффектом кожи персика. Есть ли у вас по этому поводу версии? Но строго между нами говоря, ткань отваривают с песком в больших чанах. И вот результат!!!
Кэсэ. Ткань китайского узорного ткачества в сочетании с росписью кистью. За много веков до нашей эры китайские мастера достигли высокого качества - тканые птицы, порхающие меж искусно написанных листьев.
Лавабль. Мягкая, струящаяся, полупрозрачная ткань такая. Тонкая, легкая, но высокой прочностью обладает.
Магнул. Образец китайских ткацких законов: шелковая материя с изображением ужасных драконов.
Ткань императора, для каждого дракон свой. А секрет в материю заключен большой. В шелк вплетали волокна тростника, я для мягкости - терли с песком слегка. Красили соком водорослей морских. А нет ли в этой ткани тайн иных? Платью из магнула приписывают силу трех стихий: воды, воздуха и земли. Воздух - это шелковая нить бабочки шелкопряда, прилетевшего из райского сада. Вода - это водоросль морская, цветом жженого золота привлекала. Земля - волокна тростника. Изысканней ткани не придумали пока!
Органди. Тонкая, очень прозрачная ткань. Жесткая и блестящая. Для сари соткали однажды органди в Индии, на родине Тагора и Ганди. В современной моде - вечерние блузоны, жакеты - для одежды разных сезонов, но в основном, конечно, весна-лето.
Паволок. Так называли на Руси шелк, привозимый из Константинополя во времена Вещего Олега. Домашнее убранство, церковные одежды и дамские платья шились, несмотря на хазарские набеги.
Парча. Тяжелый шелк с узором богатым, тканым серебром или златом. Парча была дорогой, ввозилась она, как ни странно, сначала из Византии, Турции и Ирана. Но лучшая парча изготавливалась в Венеции в средние века. В России же атласные ленты и парчу начали ткать в 1594 г. Парчовыми были церковные одеянья, но и знать на нее обращала вниманье. Миром моды правила парча в 70-е годы двадцатого века. Но сегодня, как и вчера, она на первом месте в коллекциях модельеров со всего света.
Петинет. Кружевная шелковая материя - цветочных мотивов феерия.
Плюш. Бархатное шелковое полотно, ворс длинный, густой и пушистый, нежный и мягкий, что шерстка у кошки. Занавес на старинной картине, плюшевый мишка, а сегодня еще и юбка у Ксюши из того же плюша.
Поплин. Плотное, гладкое, одноцветное или с рисунком полотно. Название ткани дало французское местечко одно. Из высококачественной шелковой основы изготавливали поплин дорогих сортов для дам; шелковые очесы в основе плюс хлопчатобумажный уток - и дешевый поплин готов для крестьян.
Репс. Плотное шелковое полотно в мелкий рубчик, продольный или поперечный, образуется за счет разной толщины нитей основы и утка. Шелковй репс был дорогим и водился только в городах, конечно.
Ри. Шелк из прочного желтого волокна кокона бабочки-павлиноглазки. Тонкие платки - шантунги из шелка «ри» славятся своей яркой окраской.
Сканый шелк. Спряден из золотой нити с шелком. Дорогая царская ткань работы ручной и тонкой.
Тафта. Гладкая шелковая однотонная ткань, бывает с эффектом «шан-жан». Переплетение простое - уток к основе, один к одному. За счет тугой пряжи слегка жесткая потому. На Руси из тафты шили одежду еще в 15 веке. Женские платья, мужские костюмы, сумочки и береты. Тафта - самая старая шелковая ткань, известная человеку.
Твил. Плотный шелк в мелкий рубчик, особенно хорош для подушек.
Флоранс. Шелковая фантазия флорентийских ткачей. Летящая ткань, полупрозрачная - забава для богачей.
Фуляр. Тонкая ткань из некрученых шелковых нитей полотняного переплетения. Мягкий и легкий для белья и платков. Любимая ткань для росписи у художников, без сомнения.
Чанча. Шелковые очесы пустили в ход, качественный шелк в основе, очесы - в уток.
Чесуча. Блестящая желтая платяная ткань без узора, изготовленная из особого сорта шелка - тусора. В настоящее время на пике моды. Ваши же мамы носили в шестидесятые годы.
Чо балетное. Жесткое и прозрачное, на первый взгляд невзрачное. Но декораторы и костюмеры оценили «чо» в полной мере. Легкие облака, пачка у балерины, занавес на сцене, пелерина у героини, жабо у героя и еще многое другое.
Шелк. Натуральное волокно, получаемое из кокона тутового шелкопряда; как вы знаете, использовалось оно для создания тканей, ковров, нарядов… Длина нити одного кокона - километра два. По мнению Конфуция, шелководство появилось в Китае сперва. До 6 века секрет его сохранялся в тайне, в Европу попадали уже готовые ткани. Известно много сортов шелка: ливанский биротин, китайский пеламс, французский глассе, газ, штоф, муслин… Свойства и внешний вид шелка зависят от качества сырья, способов обработки, видом переплетения нитей…и фантазии мастера!

Многое могу еще рассказать про ткани. К примеру, слыхали ли вы о «шан-жане» ? Это китайская техника ткачества, когда используются разного цвета нити утка и основы, получается шелк высокого качества, цвета, допустим, синего, а в складочках - голубого. Это может быть тафта и органза, шандунг и дюпон, одно движение и меняется цвет, ну чем не «хамелеон». Возможно, и по-другому вырабатывается он. Китайские ткачи - народ умелый, секреты хранить всегда умели. Если ж основа вискоза, а уток - шелк, и от одной краски будет толк! Нити разной ткани различного качества поглощают краску по-разному. Вот чудачества! Одна нить получается одного цвета, другая - другого. Все очень просто, но как толково! «Ментенон» , «помпадур» , «дюбарри» - старинные ткани, названные в честь знаменитых фавориток. Будто бы вышиты по атласу растительные орнаменты - букетики из маргариток. Виньетки, гирлянды из роз, пухлые ангелочки в зарослях виноградных лоз. Рокальный орнамент в виде раковин и завитков волн, и каждый мотив движения полн.
Фаворитки формировали вкус двора и Людовика «Солнышко», и Людовика «Льва»! Один говорил: «Государство - это Я!», другой: «После нас хоть потоп!», и каждый старался, как мог. Изо всех сил перещеголять в богатстве и роскоши всех, кто правил до него и на всякий случай, на будущие времена. Самый роскошный, вплоть до нелепости, стиль был создан в эти века. Стилю Людовика 14 подчинена была каждая мелочь, от тканей до ножки стола. Вот вам пример: бант «Лавальер», галстучный узел знаменит только тем, что его завязала на шее Людовика фаворитка Луиза де Лавальер.
Были еще «лицевые» ткани: создавались они в Тебризе, Кашане и Исфахане. Юноши, девушки, сцены из эпосов и преданий, всадники, побивающие драконов и львов; нередки были и изображения птиц и цветов.
Не только одежду шили из шелка, что вы! Для мебельной обивки и стен ткали плотные штофы, шелковые обои, ковры, кружевные шторы, белье, обувь, головные уборы… Из отходов шелкоткачества изготовили первую бумагу, а также вату, утепляли ей видно кимоно и халаты.
Из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, крепкие веревки и тонкие тросы… Высокой крепостью отличается шелковая нить - это без всяких вопросов.
На заре ХХ века началось развитие авиации, и изобретенный Леонардо да Винчи парашют становится настоящей сенсацией. Сотням тысяч летчиков спас жизни шелкопряд - тутовая моль, ангел - хранитель, помогающий всем подряд. Кроме летчиков, спасал он и души другие: прочная шелковая нить издавна применяется в хирургии.
И, наконец, о китайском ткачестве рассказать вам хочу: тема эта интересна, не только ткачу. Ткацкого искусства китайцев примеры датируются вторым тысячелетием до нашей эры! Это самые разные виды шелка, от атласа до органзы, с различным орнаментом, вообрази. Около 50 орнаментов существовало в эпоху династии Тан: «бабочки, резвящиеся среди цветов», оживляли ткань; «лотос и тростник», «дракон и феникс», «пионы», «водяные травы с рыбками», «дворцы и павильоны»…
Шелковые картины - часть культуры Китая. Вэнь Чжэньхэн в своих книгах, к слову сказать, утверждает, что «возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно-два таких полотна», на которых пейзажи знаменитых художников, а, кроме того, каллиграфическая надпись украшать полотно должна.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Шелк удерживает лидерские позиции среди многообразия тканей благодаря тому, что привлекает колоритом рисунков и красок, нежностью и невесомостью. Название «искусственный шелк» часто встречается в магазинах тканей. Под ним продаются ткани и изделия не только из искусственных волокон, но и из синтетических. Поэтому при выборе ткани нужно обращать внимание на состав. Если представленный материал состоит из 100% -го полиэстера или с добавлением спадекса, то это синтетический (например, ), который имеет свои особенности и свойства.

Описание и свойства

Понятие «искусственный шелк» применительно к ткани из искусственных волокон объединяет две основные категории: шелк вискозный и ацетатный (триацетатный). Эти волокна похожи на натуральный шелк, как по внешним признакам, так и по большинству физических свойств. В настоящее время из шелковистого вискозного волокна изготавливают не только ткань, но и шелковую пряжу как в бобинах для промышленного производства трикотажных изделий, так и для ручного вязания. Для тканей больше используют ацетатные волокна. Из ацетатного шелка встречаются блузочные, плательные, подкладочные, или портьерные ткани.

Шелковистая гладкость, яркость красок и блеск, мягкость и эластичность характеризуют искусственный шелк и делают его популярным.

Материал имеет широкую сферу применения. Он идет на пошив яркой и удобной одежды повседневного назначения и праздничных одеяний. Нарядные и пестрые головные и шейные платки, палантины сделаны из искусственного шелка. Из него изготавливают домашний текстиль, шторы и уютные спальные комплекты.

Все виды изделий красивы, комфортны, легко драпируются, мягкие и шелковистые при доступной цене.

История появления

Местом появления материала считается Китай. Сначала было налажено производство натурального шелка по трудоемкой и длительной технологии, что произошло еще пару тысяч лет назад. Шелк распространился по всему миру и был доступен лишь состоятельным людям. Он пользовался необыкновенной популярностью.

Увеличение численности населения требовало обеспечения качественной и доступной одеждой все большего количества людей. По всем показателям шелковая продукция была признана лучшей. Требовалось получить аналог из доступного сырья с сохранением свойств и по низкой цене для массового производства.

Образец вискозы, что по-латыни означает «клейкий, вязкий», был представлен французским химиком в конце XIX века на Парижской выставке текстиля. Для ее получения требовалось обрабатывать целлюлозу щелочью и уксусной кислотой. Образец соответствовал натуральному аналогу: блестел, поглощал влагу и хорошо вентилировался воздухом. Появление технологии получения искусственного шелка повлияло на развитие текстильной промышленности и массовый выпуск тканей.

Вискозный шелк

Массовым производством шелка из искусственных нитей занялся американский бренд «Дюпон» с началом XX века. Продукция не уступала по качеству аналогу и стоила дешевле. Искусственный шелк пользовался спросом, и для обеспечения потребностей было запущено несколько фабрик. В средине 30-х годов выпуск полотна из искусственных волокон превысил в 7 раз выработку натурального шелка.

Современная технология производства нитей для искусственного шелка разделяется на два основных этапа: получение сырья, то есть целлюлозы и создание волокна. В основном используют гидратцеллюлозные (вискозу), реже эфироцеллюлозные волокна (ацетатные или триацетатные). По мимо шелка, .

Технологическая последовательность производства вискозного волокна такова:

  1. Вначале получают целлюлозу из измельченного, древесного сырья. Ее вываривают в специальном растворе, промывают и сушат на конвейере.
  2. Полученная масса проходит обработку в горячем щелочном растворе, отчего набухает.
  3. Ее отжимают от остатков влаги и дробят.
  4. Далее, воздействуют кислородом и сероуглеродом, растворяют в едком натре.
  5. Раствор проходит вызревание несколько суток и образуется вискоза.
  6. Содержимое отфильтровывают и продавливают сквозь фильеры прядильной машины.
  7. Масса тонкими струйками поступает в осадительную ванну с кислотой. Там затвердевает в виде нитей.

Заключительная отделка вискозного волокна заканчивается в вытягивании, промывании, если необходимо – отбелке, замасливании и кручении.

Из нитей, полученных из этого волокна, производят вискозный шелк.

Преимущества материала

К категории «искусственный шелк» относится серия тканей с гладкой и блестящей как у шелка поверхностью, изготовленных из отходов деревообработки. Сырьем для производства искусственных волокон служит природная целлюлоза, получаемая из древесины бука, ели, сосны, пихты или из хлопкового пуха. В настоящее время в основном для создания искусственного шелка используют нити пологой, средней (муслиновой) и сильной (креповой) круток из вискозных или эфироцеллюлозных (ацетатных) волокон.

Искусственный шелк это тонкий, воздушный материал с красивым глянцем, обладающий бесспорной привлекательностью. Изделия из такой ткани комфортны в носке и долго сохраняют форму благодаря качественным волокнам в составе.

Материал обладает следующими свойствами:

  • Мягкость и гладкость при контакте.
  • Гигроскопичность и воздухопроницаемость.
  • Легкость и прочность.
  • Удобство при пошиве и создании драпировок.
  • Гипоаллергенность и антистатичность.
  • Стойкость окраски.
  • Высокие эксплуатационные характеристики.
  • Простой уход.

Гигиенические свойства вискозного шелка сравнимы с хлопком, что объясняется высоким содержанием целлюлозы.

Недостатки

К минусам ткани относится снижение воздухопроницаемых характеристик по сравнению с натуральным шелком. А также у искусственных аналогов отсутствуют компоненты, оказывающие антибактерицидное действие.

Вискозный шелк легко мнется без добавки синтетики. В мокром состоянии эта ткань лишается прочности и упругости, она тянется, может терять форму и даже рваться при неправильном уходе.

Ацетатный шелк, его отличие от вискозного

Ацетатный шелк – это ткань полученная из триацетатных или диацетатных нитей. Волокно научились получать гораздо позже, чем вискозное. Для производства материала также служит целлюлоза.

Шелк из эфироцеллюлозных волокон обладает меньшей гигроскопичностью чем из вискозных, поэтому сохнет быстрее. При температуре от 140 градусов эти волокна размягчаются, оттого утюжить материал из них нужно через влажную ткань на правильном режиме. Эти волокна неустойчивы к воздействию щелочей, поэтому стирать материал из них нужно мягкими моющими средствами. Искусственный шелк из эфироцеллюлозных волокон устойчив к воздействию микроорганизмов. Недостаток материала, это высокая электризуемость. Ткани из этих волокон пропускают ультрафиолетовые лучи.

Отличительной чертой полотна является мягкость, упругость и глянцевая поверхность. Ткань держит форму, не теряет привлекательность после намокания и длительного использования.

Современная легкая промышленность уже меньше употребляет ацетатный шелк. Хотя технология производства остается наиболее экологичной относительно получения других искусственных тканей. Уменьшение объемов производства ацетатного шелка, связано с повышением спроса на синтетические шелка, которые имеют преимущества – несминаемость и низкая стоимость. На ткань из синтетических волокон прекрасно наноситься любой принт.

Технология производства ацетатного и триацетатного волокна

  1. Измельчение древесного сырья.
  2. Очистка целлюлозы.
  3. Действие уксусного ангидрида на целлюлозу в присутствии растворителя – уксусной кислоты и катализатора – хлорной или серной кислоты. Эта реакция необратима в результате её образуется триацетат целлюлозы (ТАЦ).
  4. При дальнейшем гидролизе триацетат целлюлозы, происходит частичное омыление этого сложного эфира и образуется диацетат целлюлозы (ДАЦ).
  5. Из раствора ТАЦ и ДАЦ высаживают водой и высушивают.
  6. Твердый триацетат целлюлозы растворяют в метиленхлориде с добавлением спирта. А диацетат целлюлозы растворяют в ацетоне с добавлением воды, для улучшения условий формования волокна.
  7. Полученный подогретый прядильный раствор ДАЦ струйками поступает на фильеры, а затем в шахту с горячим воздухом. Происходит испарение ацетона, вода же остается в волокне и способствует его эластичности. В шахте с горячим воздухом испаряется метиленхлорид, а спирт оставшись в волокне придает ему эластичность.

Заключительная отделка ТАЦ и ДАЦ волокон это вытягивание, замасливание, кручение и термофиксация.

Как отличить искусственное волокно от синтетического в ткани

Натуральный, искусственный и синтетический шелк похожи по внешним признакам и ряду характеристик, поэтому их не сразу удается различить.

Натуральное шелковое волокно получают из кокона шелкопряда. Оно представляет собой белковый продукт выделения гусеницы. Относится к элитным и дорогим материалам.

Искусственное волокно создается при переработке натуральной целлюлозы высокого качества с применением химических веществ.

Синтетическое волокно (полиэстер) синтезируется из продуктов нефтепереработки.

  • Синтетическое полотно не мнется при носке, но имеет низкую воздухопроницаемость и гигроскопичность.
  • Искусственный материал – промежуточный. Он обладает хорошими гигиеническими и физическими свойствами, но мнется.
  • Натуральная ткань удержит тепло зимой и охладит летом, в отличие от синтетического – скользкого и холодного, но также сильно мнется.

Определить примерный состав материала можно и при покупке. Для этого потребуется небольшой отрезок ткани или нити. Его поджигают и анализируют запах и процесс горения. У натурального шелка происходит тление без образования язычков пламени. Тление сразу прекращается, если отвести спичку. Ощущается запах как при горения волос или шерстяных нитей.

Искусственный шелк при горении образует пламя и выделяет запах как у жженой бумаги. Процесс продолжается и при отсутствии источника огня. Образец быстро превращается в пепел.

В результате сгорания синтетического шелка остается твердая масса, не поддающаяся растиранию руками. Имеет характерный запах пластмассы.

Правила ухода

Привлекательный шелк востребован в легкой промышленности. Красивые и приятные в ношении вещи из него будут дольше радовать яркими красками при бережном уходе.

  • Стирку можно применять ручную и машинную в «деликатном» режиме.
  • Жидкие моющие средства использовать предпочтительнее, а порошок полностью растворять в воде перед погружением вещей.
  • Отжим и выкручивание в мокром состоянии способны повредить волокна.
  • Глажение проводить с изнаночной стороны на низкой температуре или в положении регулятора «шелк».

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Шелком называют мягкую и прочную ткань с приятным глянцевым блеском. Технология изготовления нити уникальна – ее получают, разматывая миниатюрные коконы тутового шелкопряда. Секрет изготовления шелка долгое время был известен только в Китае. Несмотря на то, что сейчас благородную ткань изготавливают в Индии, Бразилии и других странах мира, Китай и по сей день остается крупнейшим производителем шелка.

Тафта

Главная особенность (или таффеты) – жесткость и формоустойчивость. Из этого материала шьют нижние юбки и подкладку. Словом «тафта» персы называли любой сотканный материал. Туго скрученные нити соединяются в надежном полотняном переплетении.

Характерные черты:

  • износостойкость;
  • долговечность;
  • приятный глянцевый блеск;
  • формоустойчивость;
  • отталкивание влаги.

Благодаря прочности ткани, из вощеной тафты изготавливали аэростаты и обтягивали ею крылья и оперение некоторых первых самолетов.

Тафта бывает одноцветной, набивной, жатой и гладкой, а также с крупным плетеным рисунком.

Туаль

Туаль начали изготавливать во Франции, чтобы заменить дорогую набивную индийскую ткань чинц. Главная особенность – отпечатанный поверх однотонного полотна цветной рисунок. Популярные сюжеты:

  • цветочные орнаменты;
  • изображения зверей;
  • пасторальные сцены.

Переплетение нитей основы и утка – полотняное. Также туаль изготавливают из натурального шелка. В отличие от хлопкового аналога, шелк более гладкий, блестящий, тонкий и праздничный. Этим материалом часто обивали стены в жилых комнатах.

Шифон

Шифон-шелк

Настоящий шелковый шифон – это дорогой, элитный материал. Очень легкая, слегка песочная на ощупь ткань. Нити для создания шифона плотно скручивают (впрочем, как и для изготовления других легких материй).

Основные свойства:

  • легкость;
  • цветоустойчивость;
  • прочность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • антибактериальность.

Среди разновидностей шифона можно назвать перламутровый перлшифон, глянцевый атлас-шифон, шероховатый креп-шифон, шифон-жаккард и переливающуюся ткань с эффектом хамелеона.

Чесуча (дикий шелк)

Ткань состоит из полотняного переплетения неравномерных по толщине волокон. Этот материал производят либо из остатков шелковой пряжи и бракованных волокон, либо из коконов не тутового шелкопряда, а бабочки под названием Antheraea mylitta. Материал получается плотным, но легким. Необработанная чесуча имеет желто-коричневую окраску.

Достоинства:

  • доступная цена;
  • прочность;
  • гигроскопичность;
  • эстетичный матовый блеск.

Из чесучи шьют повседневную и верхнюю одежду для любого сезона и климата. В составе нитей сохраняются аминокислоты, оказывающие полезное воздействие на состояние кожи.

Фуляр

Платочная ткань фуляр

Этот тонкий шелковый материал называют платочной тканью. Фуляр появился в XVIII веке в Европе. В переводе с французского языка означает платок. Переплетение ткани очень простое и надежное – полотняное. Фуляр окрашивают в различные цвета, декорируют принтами.

Свойства ткани:

  • антибактериальность;
  • гипоаллергенность;
  • гигроскопичность;
  • драпируемость.

Фуляр нельзя назвать очень прочной тканью. Из этого материала изготавливают занавески, абажуры, шейные платки и палантины, а также аксессуары (искусственные цветы, броши).

Свойства и применение шелка

Рассмотрев различные виды тканей, можно сделать вывод, что главный отличительный признак натурального шелка – мягкий благородный блеск. Волокно имеет трехгранное сечение и преломляет свет, словно призма. Благодаря этому оптическому эффекту, шелковые вещи выглядят легко, изящно, напоминают гладкую поверхность воды.

Недостатки:

  • требуется деликатный уход и осторожная работа с утюгом;
  • шелк следует беречь от солнечных лучей;
  • высокая стоимость.

Из шелка шьют большое количество различных изделий:

  • женскую одежду (блузки, юбки, жакеты, брюки);
  • платья (свадебные, вечерние, коктейльные);
  • мужскую одежду (рубашки, галстуки);
  • белье (корсеты, трусы, бюстгальтеры);
  • домашнюю одежду (халаты, костюмы);
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники, а также декоративные подушки);
  • шторы (ламбрекены, гардины, портьеры);
  • бытовой текстиль (салфетки, );
  • подкладку для верхней одежды (пальто, куртки, шубы);
  • мебельную обивку (кресла, диваны, пуфы);
  • декор и аксессуары (ленты, заколки для волос, шейные платки).

Интересный факт: шелковые нити применяют также в качестве хирургического шовного материала для обработки ран и разнообразных травм.

Тонкости ухода

Шелк – благородный и деликатный материал. Вещи следует беречь от затяжек, когтей животных, воздействия высоких температур. Шелк требует аккуратности и сноровки во время глажки. Для поддержания опрятного внешнего вида ткани следует придерживаться нескольких общих правил:

  • Шелк можно стирать руками, в теплой воде (30 градусов), избегая резкого выкручивания.
  • В стиральной машинке выбирают деликатный или бережный режим (в зависимости от модели техники они называются по-разному). Некоторые стиральные машины оснащены специальным режимом «шелк». Температурный режим соблюдается (30 градусов).
  • Выстиранную ткань следует прополоскать в теплой воде (25 градусов). Также можно добавить уксус (пять столовых ложек на десять литров воды) – этот прием поможет усилить яркость шелка.
  • Материал можно отжимать руками и в машине, только нужно убедиться, что процесс будет щадящим.
  • Шелк сушат в тени на улице либо в хорошо проветриваемом помещении - под воздействием ультрафиолета ткань может изменить цвет. Вещи хорошо расправляют либо вешают на плечики.
  • Ткань держат вдали от отопительных приборов.
  • Шелк гладят несильно нагретым утюгом. Существуют специальные одноименные автоматические режимы для глажки.

При покупке шелка следует опасаться подделок из вискозы либо синтетических нитей. Искусственная ткань блестит тускло, лицевая сторона может быть неравномерной. При сжатии ненатуральный шелк мнется и сохраняет форму заломов. Если поджечь синтетическую нить, она будет пахнуть пластиком, а вискозная – древесиной. Подожженная шелковая нить горит очень медленно, пахнет жжеными перьями, а на конце образуется серый шарик.

Несмотря на высокую стоимость ткани, натуральная шелковая одежда очень популярна. Она считается престижной и подходит как для повседневного ношения, работы в офисе, так и для различных торжественных мероприятий.


 

Возможно, будет полезно почитать: