Тюбетейка из бумаги. Изготовление тюбетейки - татарский мужской головной убор

Работа заняла

2 место

Сделала две женские и две мужские тюбетейки. Из разных регионов Узбекистана: высокая мужская из города Чуст, невысокая мужская - Маргиланская, вся расшитая спелыми гранатами - из Шахрисабза - гилам дуппи и самая популярная среди девушек - Андижанская - вся расшитая розами.

Выкроены из бумаги, узоры наклеены, очень мелкие нарисовала гелевыми ручками.

Издревле одним из основных видов головного убора в Средней Азии является тюбетейка - вышитая мужская или женская шапочка, получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх, вершину чего-либо.

Упоминание о головных уборах, напоминающих тюбетейки, встречаются в исторических документах ХV-XVI веков. В музейных коллекциях сохранились образцы вышитых тюбетеек, относящиеся к середине XIX века. К середине XIX века выбор фасонов тюбетеек был достаточно разнообразен фасонов. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

В Узбекистане имеется огромное количество самых разнообразных тюбетеек, которые подразделяются на несколько групп: Ташкентская, Бухарская, Самаркандская, Ферганская, Хорезмско-Каракалпакская, Кашкадарьинско- Сурхандарьинская. Также они делятся на: мужские и женские, предназначенные для детей и младенцев, а также, для стариков.

Сама технология изготовления тюбетеек состоит из нескольких этапов. Мелкий узор вместе с орнаментом тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка.. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка сохраняет свою форму, и долгое время служит своему хозяину.
Изготовление тюбетейки от закройки до прессовки проходит 16 этапов, почти все они выполняются женщинами и только на последних стадиях придания тюбетейке традиционной формы, подключаются мужчины, так как прессовка очень трудоемкий процесс.

Среди тюбетеек всех областей Узбекистана, самыми популярными считаются те, которые сделаны в городе Чуст, Андижанская область в Ферганской долине. Они называются – «чуст-дуппи», высокие тюбетейки. Они имеют квадратную форму, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Главное ее удобство – это использование сочетания классических цветов: черного и белого. Это позволяет носить ее как повседневно, так и на праздники. Узор вышивки «Чусти» на Востоке является традиционным: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампир), которые считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Низ тюбетейки украшен вышитыми арочками, по четыре с каждой стороны. Каждый фрагмент орнамента имеет свой смысл, маленькая арочка – колыбель ребенка, а точки над ней занимающийся свет новой жизни, большая арка замыкающая рисунок – смертное ложе, озаренное последними лучами заходящего солнца, а элементы между ними – нелегкий жизненный путь. Череда куполов по ободу, как символ бесконечных рождений и смерти. Маленький купол - бешик, колыбель, большой купол - товут, сооружение, в котором отправляют в последний путь. Рождение, смерть... рождение, смерть... и так восемь раз.

В Ферганской долине также производят Маргиланские тюбетейки – Маргилан дуппи, они плотно облегают голову, небольшой высоты. Маргиланские тюбетейки отличаются удлиненной и тонкой формой «стручков».

Также есть версия, что рисунок изображает цветок сладкого миндаля – бодом. И ещё одна версия, что это трёхмесячный человеческий эмбрион. Какие-то тайные, эзотерические и мистические символы.
Когда тюбетейку складываешь, получается треугольник.

Женская Андижанская тюбетейка, вышивается в стиле «ироки» - плотным крестом или полукрестом – на белом фоне цветы урюка, граната и кусты роз. Змеевидная дорожка крест-накрест – это традиционный "илон изи" -след змеи - это оберег от злых сил. Такие тюбетейки носят молодые девушки.

Бухарские тюбетейки шьют из дорогого бархата и расшивают золотом, золотое рельефное шитьё. Раньше такие тюбетейки делали только мужчины. Считалось, что если женщина золотом вышивает, то оно скоро потускнеет.

Шахрисабзаские тюбетейки называют «гилам дуппи» - ковровые тюбетейки, все расшитые «ироки», очень много орнаментов, очень яркие цвета.

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.






Происхождение тюбетейки Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.




Орнамент тюбетейки. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья


Назначение тюбетейки С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».




Формы тюбетейки Российские татары носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.




Каляпуш и такия Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов - каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».







Баширов Даниял

Объектом исследования является головной убор - тюбетейка. Актуальность работы связана с активизацией интереса к народным традициям, истории костюма.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тарский муниципальный район

КОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»

Научное общество учащихся «Поиск»

Головной убор - тюбетейка.

Исследовательская работа Баширова Данияла Ильнуровича, обучающегося 7 класс КОУ «Междуреченская СОШ».

Руководитель: Баширова Динара Булатовна, учитель начальных классов.

Междуречье 2013

Введение………………………………………………………………….…3

  1. Головной убор – тюбетейка……………………………………………6
  1. История появления тюбетейки……….…………………………6
  2. Разновидности тюбетеек.………………………………………..9
  3. Орнаментирование татарских тюбетеек…………… …………18
  4. Технология изготовления тюбетейки…………………………19
  1. Популярность тюбетейки ………………………………………….....20
  1. Носят ли тюбетейку в нашем посёлке?..................…………...20

Заключение…………………………………………………………….….22

Список источников и литературы….…………………………………………23

Приложения……………………………………………………………………...24

Введение

Я живу в посёлке Междуречье Тарского района Омской области и с интересом занимаюсь исследовательской деятельностью. Я выбрал не случайно для исследования тему татарского народного костюма, а именно – головного убора - тюбетейки . Тюбетейка – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, сохранившегося на сегодняшний день. Она обязательно имеется у каждого мужчины нашего посёлка. Основным населением нашей местности являются русские и татарские народы. В посёлке Междуречье, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются татарские традиции.

Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.

Рассматривая старинную праздничную одежду татар, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность. Мне хочется изучить и описать историю появления разных видов тюбетеек и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам.

Объектом нашего исследования является традиционный головной убор мусульман – тюбетейка.

Предмет нашего исследования – история и традиции татарского народного костюма, а именно головных уборов.

Цель нашей работы: провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение тюбетейки для мусульман .

Задачи:

  • изучить историю появления тюбетейки;
  • описать и выделить особенности и разновидности тюбетейки ;
  • выяснить, носят ли тюбетейки носят жители нашего села.

В настоящем исследовании использовались следующие основные методы:

Теоретические:

  1. Анализ литературы по теме исследования.

Эмпирические:

  1. Изучение истории появления, разновидностей, популярности и роли тюбетейки в жизни мусульман.
  2. Социологический опрос.
  3. Беседа

Написание работы мы начали с изучения истории тюбетейки.

Из книги «Этнография татарского народа», в которой представлены исследования материальной и духовной культуры, общественных отношений и семейного быта, мы узнали о том, какую одежду и какие головные уборы носили татары.

Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами так полно, так ярко воплощалось стремление к прекрасному, что невольно возникал контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом. Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама, вкладывая в эту работу настоящий талант художника, освобождавший её душу от тяжкой действительности. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, а душа тянулась к красоте, к ярким краскам, воображение по кусочкам создавало будущий наряд - освящённый обычаем, но всегда новый и желанный для каждой женщины.

В книге Ф.М.Буреевой «Орнамент тарских татар конца 19-20 веков. К проблеме этнокультурной истории» мы прочитали о том, как именно украшались тюбетейки. Автором на основе анализа прикладного аспекта орнамента, привлечения аналогий среди этнографического материала обозначена динамика развития «искусства украшения» тарских татар.

Первоначально, в давние времена, рисунки вышивки или ткани имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила и оставалась только красота. Бережно хранили её, передавали из поколения в поколения.

1. Головной убор – тюбетейка.

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка .

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец).

1.1. История появления тюбетейки

«Тюбетейка украшает всех - и седины мудреца, и косы невесты», - говорили на Востоке. Народная молва относится к ней с дружеским расположением: "Тюбетейка джигиту не в тягость". Или: "Не с кем поговорить - обратись к тюбетейке". Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается.

Сегодняшние тюбетейки тоже несут в себе информацию, только уже не все в ней разбираются. Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей. Древние считали, что таким образом тюбетейка помогает сохранить от злой энергии, так называемый третий глаз. Кроме того, в прошлые времена конусообразную тюбетейку считали неким проводником между человеком и Космосом.

Когда в Среднюю Азию пришел Ислам, тюбетейка сохранила свою важность, но в несколько ином виде. Дело в том, что правоверным мусульманам не положено выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением восточного костюма. Кстати, помимо религиозного атрибута и украшения, тюбетейки выполняют и более практическую функцию. Например, тюбетейки «аракчин» – из хлопчатобумажной ткани – служат восточным мужчинам, как ночной колпак европейцам.

Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина » .

Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка. Были детские тюбетейки – обереги. Как правило, их надевали на долгожданных, особенных детей. Эти тюбетейки имели конусообразную форму, а с верхушки вниз свисал «хвост» из тесемки, на его конце – яркая кисточка. Под этой тюбетейкой часто скрывали длинную косичку мальчика, которая тоже означала принадлежность ребенка к особенным детям.

Самая распространенная мужская тюбетейка – черная с белой вышивкой узоров в форме миндаля. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца «каламфур». В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Потому что эти символы предназначены для того, чтобы охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью – мужчине желают иметь 16 детей.

Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например, часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее отряхивать. Считается, что таким образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей. По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона страны является ее обладатель.

Некоторые исследователи считают, что, тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания. Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.

К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки .

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Что в истории появления и символике тюбетейки – правда, каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор играет важную роль в жизни мусульманина - несомненный факт.

1.2. Разновидности тюбетеек

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:

Мужские;

Женские;

Для детей;

Стариков.

По форме различаются:

Островерхие и конусообразные;

Полусферические и четырехгранные;

Круглые и купольные.

По территориальному признаку делятся на:

Татарские;

Казахские;

Туркменские;

Таджикские;

Узбекские и т.д.

Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "чужой" головной убор.

Познакомимся поближе с разными видами тюбетеек.

Татарские тюбетейки.

Татарские мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (тубятай) (Приложение 2), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные - старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар.
Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. По степени и типу расшивки каляпуши назывались өч, дүрт и биш үрнәк. Тюбетейки с вышивкой по краям - кыршау, с комбинацией вышивки по краям и букетов - кыршау-букит. В центре верха некоторых тюбетеек, чаше детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебряного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях. Изготовлялись подобные головные уборы зачастую руками невесты для жениха и являлись свадебным подарком. Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили и русские, в частности в Казанской губернии. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).

Калфак - древний женский татарский головной убор (Приложение 3), получивший широкое распространение практически у всех групп татар, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером . В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины .

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастное разграничение. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).

Калфак надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это нижние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с прической. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы- «покрывала» - особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особенностями возраста, так и более ревностным отношением стариков к своим традициям. Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квадратная), территориальной принадлежности и времени бытования уборы.

Этноспецифическим элементом женского головного убора сибирских татар был так называемый сарауц - вышитая золотыми нитями или убранная самоцветами, жемчугом, бисером головная повязка (волосник), которую надевали с головным треугольным покрывалом (кыекча).

Узбекские тюбетейки

В Узбекистане говорят: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Узбекская тюбетейка (Приложение 4, фото 1 и 2.) справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого - середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках.

В Ферганской долине тюбетейки принято называть дуппи, они даже по своей форме резко различаются от тюбетеек других регионов Средней Азии. В Ферганской долине производят два вида тюбетеек:

Чуст-дуппи (достаточно высокие);

Маргилан-дуппи (модели, полностью облегающие голову).

В зависимости от способа изготовления дуппи, а также вида вышивки тюбетейки имеют самые разные названия: «Инжик» (Капризный), «Анжан» (от названия города Андижана), «Пахтаабад» (хлопок), «Товус» (Павлин), «Сетара» (Три струны), «Хилал» (Полумесяц).

Также тюбетейки отличаются не только по особенностям орнамента и внешнего вида, но и качеству изготовления, что сказывается и на последующей стоимости изделия. Самой дорогой считается «Тожик», а самой дешевой – «Анжан». Стоимость тюбетейки, выполненной по индивидуальному заказу, будет в разы дороже рыночной модели.

Определить качество тюбетейки, можно только близко рассмотрев изделие, однако некоторые знатоки, чаще всего мастера по изготовлению дуппи, могут определить качество даже на расстоянии.

До сих пор бытует в узбекском народе старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке.

Башкирские тюбетейки

Тубэтей носят башкиры. Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров.

Туркменские тюбетейки

Туркменские тюбетейки (Приложение 4, фото 3) называются «тахья».

Тахья занимают особое место в традиционной туркменской одежде. С одной стороны они служат для защиты головы от палящего солнца, с другой стороны – украшают её. Но есть и третья сторона: когда-то эти разноцветные шапочки имели обереговое, магическое значение. В стародавние времена люди полагали, что тахья оберегает хозяина от всяческих неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла того, кто её носит. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать.

По форме тахья разделяются на круглые, овальные, полусферические, низкие и высокие. Шили и шьют их, как правило, из различных тканей, как дорогих, - бархата, сукна, шелка, так и простых – сатина и ситца и т.д., но чаще всего из красивой дорогой материи «кетени». При этом тахья обязательно украшали вышивкой.

Мягкую тахью с редкой стежкой из льняной ткани надевали мальчику или девочке через несколько дней после рождения. Для стариков шапочки шили из белой бязи. Мужчины надевали тахью на бритую голову. У большинства этнических групп туркмен тахью целиком расшивали шелковыми нитками, у других она имела очень скромную и редкую вышивку.

В туркменском народном костюме существует четкое разграничение девичьих и женских головных уборов. Девочкам и девушкам-невестам надевают мягкую, расшитую цветными шелковыми нитками тахью с серебряными подвесками и небольшим серебряным куполом «гупба». В остроконечное навершие купола в прежние времена вставлялись перья птиц, выполнявшие функцию оберега. Тахья подчеркивала цветущую красоту девушки, а стилизованные цветы на девичьей тахье символизировали красоту и девственность. Красный цвет обладал магическими свойствами, защищал от действия злых сил. Выйдя замуж, женщина никогда больше она не надевала красочной тахьи, не распускала косы по-девичьи.

Расставалась девушка с тахьей после свадьбы, во время проведения обряда «башсалма»: в доме жениха с невесты снимали девичий головной убор, четыре косы переплетали в две и закидывали за спину, скрепляя их между собой красивой серебряной сердцевидной подвеской «асык».

Обряду смены головного убора в день замужества придавалось особое значение. Голову невесты покрывают большим белым платком, подаренным почтенной многодетной женщиной, а тахью передают младшей сестре жениха. Смысл старинного обряда состоит в том, что по древним поверьям благодать носительницы тахьи должна перейти к другой девушке, и она тоже благополучно выйдет замуж, родит много детей, ведь главное предназначение женщины – быть женой, матерью, продолжательницей рода. Передавали тахью с пожеланиями: «Санада той этмек несип этсин!» («Пусть и у тебя будет свадьба!»).

По всей поверхности мужской тахьи, в несколько ярусов проходят полосы из мелких треугольников, тесно соседствующих друг с другом. Они символизируют сплоченность туркменских джигитов, готовых встать плечом к плечу, чтобы дать отпор врагу.

Казахские тюбетейки

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке – пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха (Приложение 5, фото 1,2).

Кирзизские тюбетейки

Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением (Приложение 5, фото 3). Киргизские девушки до замужества не носят головного платка, а после замужества повязывают голову разноцветными платками. Пожилые женщины часто закрывают лицо белой шелковой паранджой. Национальным символом страны является шляпа "ак-калпак" из тонкого белого войлока с загнутыми вверх черными отворотами. Также носят тюбетейки и меховые национальные шапочки, отороченные мехом и украшенные перьями - "тебетей".

Таджикские тюбетейки

Таджикская пословица гласит: «Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю».

Самым выразительным предметом в костюме среднеазиатских народов была тюбетейка. В Южном Таджикистане тюбетейки называются токи, они очень ярки и различны по цвету и орнаменту, невозможно найти юношу или мужчину, который не одевал бы на голову это замечательное художественное творение. Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные.

Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке, околыш оформляется тесьмой ручного вязания. Орнамент тюбетеек всегда связан со всей системой декоративно-прикладного искусства горного Таджикистана, их узорные композиции просматриваются в вышивках платьев, бытовых изделий, в резьбе и росписях жилищ. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розетты и пальметты, розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги.

На маленькой поверхности круга вышивальщицы выдают бесконечные разновидности узоров на 4-х или 8-ми частях, строго соблюдая законы симметрии (Приложение 6, фото 1.). Тюбетейки Северного Таджикистана называются тупи, они строги по форме и орнаменту. Темный фон с белой тонкой вышивкой 4-х миндалевидных ажурных фигурок, окаймленных такой же вышивкой на околыше. Женские тюбетейки, также как и тупи, четырехугольной формы, вышиваются золотом и бисером (Приложение 6, фото 2).

1.3. Орнаментирование татарских тюбетеек

Тюбетейки орнаментировались двумя способами: стёжкой и вышивкой. Для вышивки использовались яркие сочные цвета, хороши контрастирующие с фоном, роль которого играет ткань. Для декорирования калфаков применялась синель – бархатная нить, в основе которой – гибкая тонкая проволока. Характер узоров – растительный .

Практически все орнаменты, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными орнаментами украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних – симметричный орнамент с центральным крупным цветком – принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков - "во лбу звезда горит". Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

1.4. Технология изготовления тюбетеек

Процесс изготовления, как головных уборов, так и обуви делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

Некоторые мастера жили в деревнях на расстоянии сотни и более километров от Казани и нередко работали целыми семьями. Основную прибыль от производства делили между собой хозяева - предприниматели и скупщики, осуществлявшие непосредственную связь между мастерами и занимавшиеся сбытом продукции. Татарские тюбетейки продавались не только в Казани, но и на многих ярмарках России; особенно большим спросом они пользовались в Средней Азии и Казахстане.
В 20-30-е годы организация всех промыслов, в том числе каляпушного, коренным образом изменилась. Из большого количества кустарей, разбросанных по деревням, создаются артели, например, "Азат хатын". Позже (в 60-е годы) артели были преобразованы в производственные объединения. Так, выпуском тюбетеек стало заниматься ПО "Швейник" в Казани.

В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, и такой вид народного искусства, как производство тюбетеек, не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант.

2. Популярность тюбетейки

В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере, в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, ученые, инженеры, студенты, школьники. Рабочие и крестьяне же почти не носили тюбетейку. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.

Насколько популярна тюбетейка, можно судить по её изображению на почтовых марках (Приложение 12), в кино (Приложение 13), в литературе и т.д.

В Татарстане дорогим гостям принято дарить этот головной убор. Есть в Казани ресторан под названием «Тюбетейка». Гостеприимные хозяйки стряпают торт «Тюбетейка» и медовую коврижку «Каляпуш», рецепты которых можно прочитать в книге «Татарская кухня» (Приложение 16). Татары поют народную песню «Түбәтәй» (Приложение 17) и рассказывают притчу о тюбетейках (Приложение 18).

2.1. Носят ли тюбетейку в нашем посёлке?

В нашем посёлке мужчины – мусульмане обязательно надевают тюбетейки в торжественных случаях: в дни священных праздников, во время молитвы (Приложение 7, фото 1). Даже у маленьких мальчиков есть тюбетейки (Приложение 7, фото 2). Летом мы всей семьёй побывали в Казани. Конечно же, посетили сердце этого города – мечеть Кул-Шариф. В мечети есть музей, в котором хранятся старинные книги на арабском языке, Кораны, фотографии, костюмы татар 19 века, головные уборы (Приложение 8). Повсеместно расположены сувенирные лавки, в каждой из которых можно приобрести себе тюбетейки. Теперь и у меня есть красивая тюбетейка (Приложение 9).

У нас дома до сих пор хранится тюбетейка, некогда принадлежавшая моему прапрадеду - Каримову Мирсафару Абдулхаликовичу (Приложение 10).

Похожая тюбетейка была у татарского поэта Габдуллы Тукая (Приложение 14). Она была передана в музей из фондов Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР в 1987 году. По воспоминаниям современников Г. Тукая, на фотографии 1908 года он снят именно в этой тюбетейке. Головной убор был подарен поэту издателем Гильмутдином Шарафом, напечатавшим почти все его книги в своей типографии «Урняк». В 1908 году к изданию был подготовлен новый сборник стихов. Издатель хотел выпустить книгу с фотографией поэта. Вместе с издателем Тукай поехал в фотомастерскую С.И. Иванова. Г. Шараф, увидев, что поэт стесняется своих длинных волос, взял из кармана аккуратно сложенную тюбетейку и надел ее на голову поэта.
Диаметр тюбетейки из черного бархата ручной стежки 15,5 см, высота - 6 см .

В школьном музее хранятся старинные тюбетейки, переданные жителями нашего посёлка (Приложение 15).

Поговорив с муллой нашего посёлка (Приложение 11), мы выяснили, что «нет достоверного хадиса о необходимости или желательности ношения головного убора ни в жума, ни в другие дни, и это не является Сунной. Однако, это вещь из традиции людей, и если люди данной местности носят головной убор, то лучше следовать за ними в этом, однако же, если люди данной местности напротив, смотрят на одевающего какой-либо из головных уборов, будь то чалма, тюбетейка, или что-нибудь другое, «не так», показывают на него пальцем, и так далее, то нужно оставлять это. Само по себе ношение головного убора во время жума Сунной не является, но если у людей данной местности есть традиция носить головной убор и украшаться им, то Сунна - следовать в этом за людьми» .

Проведя опрос, мы убедились, что у всех мужчин-мусульман нашего посёлка есть тюбетейка (Приложение 1). Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имянаречение, во время пятничной молитвы в мечети.

Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина.

Заключение

Традиционная культура как плодородный слой земли формируется тысячелетиями. За ней эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь народа, ее породившего. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый народ. Она должна быть активно включена в систему ценностей, определяющих истинную духовную суть общества.

В процессе работы мы убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего посёлка. Элемент татарского народного костюма – тюбетейка – сохранился до сих пор.

В ходе данной работы я понял, что тюбетейка - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания тюбетейки, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания тюбетеек используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком.

Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя».

Список источников и литературы:

1. Интервью с Мухамадеевым А.М.

2. Ахметзянов Ю. “Татарская кухня”. – Казань, Татарское книжное издательство , 1975.

3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000

4. Буреева Ф.М. Орнамент тарских татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.

5. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

6. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.

7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань: Магариф, 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Татарские тюбетейки. (Тюбетейки Мухамадеева Валида Файзулловича, фото Баширова Данияла).

Приложение 3

Татарские женские головные уборы – калфаки.

Фото Баширова Данияла. В музее Мечети Куль-Шариф в Казани. 2012 г.

Приложение 4

Фото 1и 2.Узбекские тюбетейки.

Фото 3. Туркменские тюбетейки.

Приложение 5

Фото 1, 2. Казахские тюбетейки.

Фото 3. Киргизская тюбетейка.

Приложение 6

Фото1. Таджикская мужская тюбетейка.

Фото 2. Таджикские женские тюбетейки.

Приложение 7

Фото 1. Тюбетейки есть у всех мужчин нашего посёлка (Фото Баширова Д.)

Приложение 8

В музее мечети Куль-Шариф в Казани. (Фото Баширова Д.)

Приложение 9

Национальные головные уборы на Казанском рынке «Алтын». 2012 г.

(Фото Баширова Д.)

Приложение 10

На этой фотографии – Каримов Мирсафар Абдулхаликович, мой прапрадед, со своими родителями. Он родился в 1903 году. Тюбетейка Мирсафара Абдулхаликовича до сих пор хранится в нашей семье.

Приложение 11

Мулла в нашем посёлке Мухамадеев Акиф Макадамович. (Фото Баширова Д.)

Приложение 12

Изображение татарских тюбетеек 19-20 в.в. на марках.

Приложение 13

Тюбетейки на актёрах в фильмах «Старик Хоттабыч», «Иван Грозный», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница».

Приложение 14

Татарский поэт Габдулла Тукай(14.04.1886-02.04.1913)

Приложение 15

Тюбетейки в музее КОУ «Междуреченская СОШ»

Приложение 16

Торт «Тюбетейка»

У выпеченного остывшего бисквита подрезаем края в форме тюбетейки, а обрезки используем для накладки на середину, чтобы получить форму тюбетейки . Верх слегка смачиваем сахарным сиропом и обмазываем по всей поверхности кремом.
На поверхность торта шприцем наносим желаемый рисунок, отделываем фруктами из компота.

Торт «Тюбетейка» очень хорош для торжественных случаев: дня рождения, новоселья, свадьбы. Если торт готовится для татарской свадьбы , то для жениха можно приготовить «Тюбетейку» темного цвета, для невесты - белого .

Для отделки «Тюбетейки» темного цвета в крем добавляется какао-порошок.
Крем домашний сливочный. Растворяем сахар в воде, хорошо прокипятив, доводим до комнатной температуры. Размягченное свежее сливочное масло размешиваем в эмалированной или фарфоровой посуде, постепенно добавляем сгущенное молоко, затем вводим сахарный сироп с ванильным сахаром и хорошо взбиваем до пышной однообразной массы.

На 500 г крема: масла сливочного - 265 г, молока сгущенного - 105 г, воды -40 г, сахару - 145 г, ванильного сахару - 5 г.

Сироп для смачивания. Сахар с водой хорошо перекипятить, в остывший сироп добавить фруктовую или ромовую эссенцию.
Сахару - 500 г, воды - 500 г, эссенции - 2 г.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Сахар с медом и водой перекипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, чайную соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки (в виде каляпуш), проткнуть ножом и поставить в не очень горячую печь на 20-22 минуты.

Поверхность коврижки заглазировать помадой желаемого цвета и отделать разнообразного цвета глазурью или помадой при помощи бумажного корнетика.

Муки -550 г, сахару-150 г, меду -250 г, воды -100-150 г, корицы -2 г, маргарина -50 г.

Приложение 17

Татарская народная песня - Түбәтәй

Калдырып китсәң, түбәтәең
Кругына укалар мин тотармын;
Калдырып китсәң ялгызымны,
Хәсрәтеңнән ялкын-ут йотармын.
Атымны бәйләдем каенсарга,
Елама, җаныем, елама сагынсаң да!

Үзе озатадыр ла, үзе елый,
Бирдем кул гынамнан яулыгымны;
Хат яза күр, җаныем, хат яза күр,
Исәнлегең берлән саулыгыңны.
Атымны җибәрдем имәнсәргә,
Кайтмам, җаным-бәгърем, ирексәң дә.

Түгәрәк ай күлнең уртасында
Киек үрдәк мамыгын җыя алмый;
Җаныем үзе озата, үзе елый,
Ике күзендин яшьләрен тыя алмый.
Атымны бәйләдем каенсарга,
Елама, җаныем, елама сагынсаң да!

Приложение 18

Шейхи тюбетеек. Суфийская притча .

Бахауддин ответил им так:

То, чем я владею, не ново. Вы тоже всем этим владеете, но неверно применяете, а потому, получив мои советы, вы только и скажете: «Это не ново!»

Шейхи ответили так:

С почтением к вам, мы верим, что наши ученики так не подумают.

Бахауддин не ответил на письма, но зачитал их на своих собраниях и сказал:

Будучи в стороне от происходящих событий, мы сможем понять то, что произойдёт. У тех же, кто окажется в гуще событий, нет такой возможности. И всё же они будут стараться разобраться в том, что же с ними происходит.

Затем Шейхи написали Бахауддину послания с просьбой прислать какой-нибудь знак его внимания. Бахауддин для каждого ученика послал по маленькой тюбетейке, присовокупив, чтобы шейхи раздали их от его имени, но ни словом не упоминали о том, что подвигло его к этому.

В своём собрании он рассказал:

Я сделал то-то и то-то. Находясь на отдалении, мы отчётливо увидим то, чего не увидят те, кто непосредственно втянут в происходящее.

Затем, спустя какое-то время, он написал каждому из шейхов, спрашивая, исполнено ли его пожелание и что за этим последовало.

Шейхи прислали в ответ: «Ваши пожелания исполнены».

Что же касалось последствий, то шейх из Египта написал: «Моя община ревностно восприняла твой дар как знак особой святости и благословение. Тюбетейки были розданы, и каждый увидел в них глубокий внутренний смысл и передачу вашего наказа».

Турецкий шейх писал: «Община отнеслась к тюбетейкам с большой опаской. Люди почему-то решили, что за этим стоит ваше желание взять над ними верх. Некоторые опасаются, что через тюбетейки вы можете прямо оказывать на них давление».

Шейх из Индии писал об иных последствиях: «Наши ученики находятся в сильном замешательстве и ежедневно просят меня истолковать им значение розданных тюбетеек. Без моих пояснений они не в силах решить, как им к этому отнестись».

Письмо от персидского шейха гласило: «Тюбетейки получены, последствия таковы: искатели, довольные даром, ожидают дальнейших проявлений вашей благосклонности, которые вдохновят их к большей старательности и ревностности, во благо дальнейшему обучению».

Бахауддин дал необходимые пояснения своим слушателям в Бухаре:

Преобладающий тип поведения членов суфийских кружков в Индии, Египте, Турции и Персии в каждом случае проявился в ответах. Их отношение к бытовой вещи - тюбетейке, например, - по своей сути такое же, как и ко мне или к моему письму с наставлениями. Они повели бы себя точно так же, если бы, скажем, встретились со мной непосредственно. Ни этих людей, ни их шейхов не наставляли в том, что необходимо отслеживать, не является ли помехой для них их отношение к самым простым вещам. Не следует переносить отношение к вещам на людей - особенно в качестве критерия их оценки. Для учеников персидского шейха сохраняется возможность понимания, поскольку они лишены самонадеянных претензий на «понимание» по образцу того, что мои тюбетейки - благословение для них, угроза для них, замешательство для них. Египтяне проявили надежду, турки - боязнь, индийцы - нерешительность.

Упоминаемые выше наставительные послания Бахауддина Накшбанда, тем не менее, переписывались - что считалось благочестивым поступком - и получили хождение среди благонамеренных, но не достигших просветлённости дервишей Каира и Хинда, а также в персидских и турецких землях. В конце концов, они попали в те круги, которые и сплотились вокруг пресловутых «шейхов тюбетеек».

Бахауддин попросил одного странствующего дервиша - каландара - навестить все четыре общины, чтобы узнать, как были восприняты его письма с испрашиваемыми наставлениями. По возвращении каландар рассказал следующее:

Они говорят: «Это не ново. Мы именно так и делаем. И не просто следуем этому, но и строим на этом весь распорядок нашей жизни. Наша живая традиция побуждает нас каждодневно помнить об этом».

После этого Бахауддин аль-Шах Накшбанд созвал всех своих учеников и сказал:

Находясь на удалении от событий в общинах четырёх шейхов, вы видите, как мало было сделано ими на Пути знания. Они обучены столь немногому, что по большей части не в состоянии извлечь пользу из своего опыта. Где же, в таком случае, преимущества «каждодневных напоминаний и борений»? Возьмите на себя труд собрать всё, что об этом известно, и детально ознакомьтесь с тем, что произошло, включая обмен письмами, мои высказывания и рассказ каландара. Отметьте, что мы предложили необходимые средства обучения. Пусть всё будет записано - для того, чтобы эту историю можно было использовать для обучения. Пусть непосредственные свидетели событий подтвердят истинность написанного - чтобы, если будет на то Божья воля, хотя бы описание этого случая могло бы предотвратить частое повторение подобного в будущем, и пусть с ним ознакомятся те, кто был так глубоко затронут «воздействием» безвредных тюбетеек.

Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.




2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди


Вид сверху


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


Наша тюбетейка готова.


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

 

Возможно, будет полезно почитать: